УКАНГ 12015 ● А.А. Пельменёва, РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина Москва, Россия ониторинг рынка нефтепродуктов в России и большинстве стран мира остаётся одним из актуальных направле ний исследований как для потребителей, так и для производителей, потому что си туация и происходящие события влияют на уровень цен, а следовательно, на расхо ды покупателей и доходы производителей и продавцов, на доходы стран [1–3]. <...> Стра тегия и тактика поведения всех участни ков рынка нефтепродуктов зависит от кон курентной среды, в том числе от: основных конкурентов на внутреннем и мировом рынках, их возможностей и эффективнос ти работы; существующего уровня отече ственного производства важнейших видов продукции; динамики выпуска нефтепро дуктов (переработка); изменений произ водства в результате строительства или покупки новых нефтеперерабатывающих заводов, реконструкции и модернизации действующих. <...> М Конкурентоспособность на рынке неф тепродуктов оценивается для каждого вида продукции и для предприятия в це лом. <...> Она формируется на основании уров ней конкурентоспособности организации на всех этапах производственной цепоч ки: по запасам углеводородов, объёмам их добычи и переработки, возможностей ло гистической составляющей и реализации на оптовом и розничном рынке в мире, в регионах мира, в стране и регионах стра ны. <...> Для мониторинга конкурентной среды производителями нефтепродуктов, госу дарством, консалтинговыми и научными организациями постоянно проводится анализ, при котором рассматриваются ха рактеристики предприятиймонополис тов и других, продукция которых ори ентирована на экспорт, сбыт в стране, а также высокотехнологичных, новых пред приятий на рынке, причём не только на локальных рынках при появлении малых и средних компаний, но и на макрорынке [4]. <...> Так, примерами могут быть: выход на рынок нефтепродуктов в 2006 году ОАО «Газпром нефть», одного из лидера <...>