СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ ИЗМЕРЕНИЯ* Е.В. Нехода Национальный исследовательский Томский государственный университет пр. <...> Ленина, 36, Томск, Россия, 634050 В статье рассматриваются вопросы корпоративной социальной ответственности с позиций ее оценки и измерения. <...> На основе анализа эволюции корпоративной социальной ответственности, аргументации кризиса современной модели социального государства предлагаются новые методологические походы к оценке экономического и социального развития через непрерывное благополучие человека и общества (wellbeing). <...> Приводятся подходы к измерению корпоративной социальной ответственности на микроуровне через качество жизни и непрерывное благополучие человека в организации; показатели оценки удовлетворенности трудом и комплексной оценки качества трудовой жизни. <...> Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, кризис социального государства, измерение экономического и социального развития, непрерывное благополучие человека и общества, корпоративная социальная политика, качество жизни. <...> В течение ХХ в. корпоративная социальная ответственность (КСО) развивалась в двух направлениях — как идея менеджмента (Донэм, 1927; Портер и Крамер, 2006) и как самостоятельная теоретическая концепция (Кларк, 1916; Боуэн, 1953; Уолш, Вебер, Марголис, 2003) [1—5]. <...> Это, в свою очередь, повлияло на развитие таких областей, как бизнес-образование, менеджмент и используемые им техники и технологии, критерии эффективности менеджмента компании и организационного развития. <...> Конечно, процесс развития идей КСО был неравномерным, но также будет верным отметить, что статус корпоративной социальной ответственности во второй декаде ХХI в. более значителен, чем это было в предыдущие сто лет (табл.) <...> . * Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ (Корпоративная социальная политика <...>