Барциц Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации просп. <...> Вернадского, 82, Москва, Россия, 119571 В статье раскрываются основные подходы к пониманию глобального образовательного пространства и места ведущих государств мира в реализации межгосударственного образовательного обмена, в том числе в условиях развития Болонского процесса. <...> Среди основных факторов, которыми руководствуются иностранные студенты, выбирая для себя университет обучения, автор выделяет язык обучения, авторитет страны, репутацию вузов, стоимость обучения и проживания, сопоставимость квалификационных требований. <...> На основе проведенного анализа автор определяет основные естественные сложности позиционирования России в глобальном образовательном пространстве и предлагает перспективные направления привлечения иностранных студентов в Россию. <...> Ключевые слова: образование, качество образования, глобальное образование, образовательная миграция, рейтинг университетов, межгосударственный обмен в сфере образования, государственная политика в области образования. <...> Это и история страны, многочисленные испытания и войны, коммунистический эксперимент и разрушение государства в 1991 г., сложный путь к демократическому устройству. <...> Чтобы понять, может ли быть Россия удовлетворена современным состоянием системы образования и своей ролью в глобальном образовательном пространстве, оценить перспективы сотрудничества российских университетов с зарубежными научными и образовательными центрами, следует привести некоторые исторические факты и статистические показатели. <...> Обучение русских студентов в ведущих университетах мира восходит ко времени правления Петра I. <...> Мировые войны и несколько революций не способствовали развитию сотрудничества России с иностранными государствами в сфере студенческих обменов. <...> К 1980 г. в СССР обучалось более 120 тыс. иностранных студентов <...>