ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА УРОВЕНЬ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В.В. <...> Глебов Экологический факультет Российский университет дружбы народов Подольское ш., 8/5, Москва, Россия, 113093 Приведены результаты исследовательской работы по изучению уровня психофизиологической адаптации студентов-первокурсников разных специальностей. <...> На выборке 139 студентов изучалось психическое, психоэмоциональное состояние и состояние сердечно-сосудистой системы студентов РУДН. <...> Результаты исследования свидетельствуют о том, что психоэмоциональное напряжение студентов первого года разных факультетов проявляется как на психическом, так и на психофизиологическом уровне. <...> На психофизиологическом уровне наблюдаются изменения параметров кардиоритма, наиболее ярко они выражены в конце учебного года. <...> Ключевые слова: стресс-факторы, окружающая среда, студенты первого года, адаптация, психоэмоциональное напряжение, психофизиологический уровень, кардиоритм, тревожность. <...> Важной прикладной задачей развития любой страны является подготовка высококвалифицированных и здоровых специалистов для различных отраслей народного хозяйства [1]. <...> Необходимость выявления стрессогенных факторов окружающей среды, мешающих течению адаптационных процессов, особенно на начальном этапе обучения в вузе, стало целью нашего исследования. <...> В исследовании участвовало 139 студентов первого курса экологического, инженерного и филологического факультетов РУДН, из них 67 девушек и 72 юношей в возрасте от 17,4 до 18,9 лет. <...> Исследовательским инструментарием оценки адаптационного процесса первого курса стали опросник САН (самочувствие, активность, настроение), субъективно оценивающее психическое состояние студентов, тест Спилбергер-Ханина, направленный на выявление уровня личностной и ситуативной тревожности и тест по вариационной кардиоитервалломметрии (ВКМ), оценивающий состояние сердечнососудистой <...>