Ф.М. Достоевский
Рассказы Н. В. Успенского
Оригинал здесь: http://dostoevskii.karelia.ru/find.phtml
Г-н Успенский издал все свои рассказы отдельной книгой. Это он хорошо сделал: как-то виднее
выступает теперь перед нами вся деятельность этого нового писателя. Г-н Успенский пишет. впрочем,
довольно давно, уже несколько лет, и печатается почти всегда в "Современнике". Стало быть, по правде
сказать, он уже не новый писатель; но мы не можем решить: способен ли г-н Успенский к дальнейшему
развитию и скажет ли он наконец нам хоть что-нибудь нового? По крайней мере до сих пор он нового не
сказал еще ничего, во всех своих двадцати четырех рассказах. Несмотря на то, он пользуется в публике
некоторым вниманием, особенно благодаря рекомендациям "Современника". Он верно описывает сцены
из народного быта, а верных описывателей народного быта у нас всегда было мало. Но если начать
судить о г-не Успенском с этой точки зрения (единственной, впрочем, точки зрения, с которой его можно
судить), то надо тотчас же принять во внимание, что он явился после Островского, Тургенева,
Писемского и Толстого. Хотя и очень немного пользы сделал еще г-н Успенский нашей литературе, но
если б он первый, раньше поименованных писателей, явился к нам с своими картинками из народной
жизни, мы бы судили о нем совсем по-другому. То-то и есть, лиха беда начало! И говоря его же словами,
в его же рассказе "Грушка": "Цена ему теперь совсем не та". Да не подумает, впрочем, читатель, что мы
хоть сколько-нибудь сравниваем его с Островским, Тургеневым, Писемским и т. д. Предшествовавшие
ему замечательные писатели, о которых мы сейчас говорили, сказали во сто раз более, чем он, и сказали
верно, и в этом их слава. И хоть они все вместе взглянули на народ вовсе не так уж слишком глубоко и
обширно (народа так скоро разглядеть нельзя, да и эпоха не доросла еще до широкого и глубокого
взгляда), но, по крайней мере, они взглянули первые, взглянули с новых и во многом верных точек
зрения, заявили в литературе сознательно новую мысль высших классов общества о народе, а это для нас
всего замечательнее. Ведь в этих взглядах наше все: наше развитие, наши надежды, наша история.
Впрочем, некоторые хотят непременно видеть в г-не Успенском основателя какого-то нового
взгляда в описаниях народного быта, изобретателя какой-то новой точки зрения, с которой следует
смотреть на народ. Говорят: "г-н Успенский подходит к народу просто, без всяких предубеждений и
заране составленных взглядов; он разбирает дело прямо, как оно есть, потому что общество к верному
взгляду на народ еще не приготовлено и даже, на теперешней степени своего развития, стоит ниже
настоящего понятия о народе; а следовательно, и всякий литературный предзаданный взгляд будет
ошибочен. Удовольствуемся пока матерьялом и проч., и проч.". Этого хоть и не говорят с такой
откровенностью, но мы старались формулировать самую сущность этого взгляда. Ответим:
предзаданный, заране составленный взгляд, конечно, ошибочен, хотя и трудно писателю от него
отказаться.
Но взгляд и идея писателя, выведенные уже вследствие разработки накопленного матерьяла,
совсем другое дело, совсем не предзаданный и идеальный взгляд, а реальный взгляд, выражающий, судя
по силе писателя, иногда даже всю современную общественную мысль о народной жизни в данный
момент. Да оно и естественно. Нельзя сказать человеку: удовольствуйся анализом и накоплением
матерьяла и не смей мыслить и выводить заключения. Это все равно если сказать: не гляди глазами, не
нюхай носом. В таком предписании будет насилие, а всякое насилие неестественно, ненормально,
преступно. Конечно, даже и не в предзаданном взгляде, а в таком, который составился уже вследствие
подробнейшего изучения матерьяла, может вкрасться ошибка. Но чрез ошибки приходят к истине. Всетаки
это выжитая действительною жизнию мысль. А сидеть и ждать на одном матерьяле, покамест идея
слетит к нам сама собою с какого-то верху, значит подражать тому господину, который поклялся не
прикасаться в воде, пока не выучится плавать. Так поступает иногда и газета "День", которая серьезно
уверяет, что в настоящую минуту мы, русские, не можем приступить ни к каким внутренним и самым
необходимейшим для нас реформам, пока, дескать, помещики и дворяне все сами собою, совершенно и
безусловно не перейдут в земство (N 9-й "Дня"). Идея о переходе в земство великолепнейшая и
плодотворнейшая. Но жди, пока это случится само собою... Но нечего отвлекаться. Обратимся к г-ну
Успенскому.
Мы вполне соглашаемся, что в идее смирения перед народом, в идее всеобщего сознания, что мы
еще не доросли до понятия о народе, и до того от него отрешились, что теперь иному нашему мудрецу
общественные особенности Англии несравненно знакомее чем русские, которых он не только не видит и
не понимает, но даже потерял всякую способность чутья и пониманья их, - в этой идее, повторяем мы,
Стр.1