УЧЕНИЕ ГУ ЯНЬУ ОБ ОСНОВАХ КОНФУЦИАНСТВА А.Ю. <...> Ионов Учреждение Российской Академии Наук Институт Дальнего Востока РАН Нахимовский проспект, 32, Москва, Россия, 117997 В статье раскрывается значение первых семи свитков «Записей ежедневных познаний», главного философского произведения выдающегося ученого XVII века Гу Яньу (1613—1682). <...> Эти свитки образуют первую из трех частей трактата и содержат истолкование классических конфуцианских канонов. <...> Особое внимание уделено анализу истоков, ключевых принципов и норм конфуцианского ригоризма, закрепленных в обрядовой практике конфуцианства. <...> Проникновение в сущность конфуцианского ритуала дает понять, чем это учение отличается от даосизма. <...> Целью исследования духовной основы конфуцианства XVII в. является расширение научных представлений о содержании китайской философии, предвосхитившей многие проблемы, оказавшиеся в центре внимания современных гуманитарных наук. <...> Каковы наиболее важные признаки конфуцианской традиции, на которых было сосредоточено внимание вдохновителя ее возрождения Гу Яньу? <...> Для успешного решения поставленной задачи привлечены разнообразные источники, в том числе и переводы аутентичных текстов из «Полного собрания сочинений Гу Яньу», опубликованного Шанхайским издательством древней литературы в 2011 г. Свою жизнь Гу Яньу посвятил утверждению конфуцианской культуры в китайском государстве XVII в., пережившем приход к власти маньчжурской династии Цин (1644—1912). <...> Гу Яньу показал, что причины противоречий между этими течениями, восходящими к неоконфуцианству эпохи Сун (960—1279), и ортодоксальным конфуцианством лежали гораздо глубже, чем считали его предшественники. <...> Форма, в которой предстает конфуцианская традиция, зависит от уровня понимания того содержания, которое сохранилось в классических текстах. <...> В первых семи свитках верхней части главного философского произведения Гу Яньу «Записи ежедневных познаний» 日知録 (жи чжи лу) содержатся <...>