Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198 Статья посвящена анализу проблемы концептуализации субъекта философии освобождения. <...> Энрике Дуссель выстраивает теорию, которая была бы голосом Другого, исключенного из мировой системы. <...> Вместе с тем, как полагает автор статьи, аргентинский философ достаточно широко трактует понятие «Другой». <...> Для успешного анализа философии освобождения, таким образом, необходимо дать дефиницию этого понятия и поставить вопрос о том, голосом кого претендует быть Энрике Дуссель. <...> Вместе с тем философские построения всегда притязают на универсальность, на приобщение к единому историко-философскому процессу. <...> Совершенно противоположенный взгляд мы можем найти в латиноамериканской философии освобождения (ФО). <...> Сторонники этого направления стремятся к построению универсальности через обращение к конкретному культурному, историческому, социальному бытию человека. <...> Философия освобождения возникает в Центральной и Южной Америке во второй половине ХХ в., хотя имеет корни в воззрениях многих мыслителей ХIХ в., пытавшихся построить специфическую «американскую» философии. <...> Западноевропейская мысль, базирующаяся на совершенно иных социальнополитических предпосылках, для этого мало подходила, хотя во многом благодаря именно ей совершилось политическое освобождение латиноамериканского континента. <...> И все-таки специфические проблемы жителей этого региона оставались за бортом философского осмысления. <...> Азиатскими они были только в эстетике и умозрительной фантазии великих навигаторов Средиземноморья. <...> 49 Вестник РУДН, серия Философия, 2015, № 1 Символическую основу географической и политической экспансии подчеркивают не только представители ФО. <...> Латинская Америка в отличие, скажем, от Ближнего Востока была сконструирована европейцами не только на символическом уровне. <...> Оно было насильно включено в пространство и время европейца. <...> С течением времени Америка стала уникальным местом <...>