Гречко Кафедра социальной философии Факультет гуманитарных и социальных наук Российский университет дружбы народов ул. <...> автономия определяется как «мужество пользоваться собственным умом». <...> Что до автономии преподавателя, или академической автономии, то она мыслится в терминах свободы исследования и преподавания. <...> Современное состояние автономии вузовского преподавателя идентифицируется как административно-академический бихевиоризм: стимул — реакция, стимул — реакция. <...> В качестве независимости академическая автономия требует свободы от так называемого административного ресурса. <...> Будучи самоуправлением, автономия преподавателя регулируется своими собственными принципами, нормами и идеалами — словом, академическим этосом. <...> Выходы на прагматику и эмпирику бытия, конечно, будут, но это именно выходы — из общей философской рефлексии. <...> , его трактовку Просвещения, автономию можно определить как «мужество пользоваться собственным умом» [3. <...> Зная Канта, можно добавить, что речь идет о критическом уме. <...> Автономия вузовского преподавателя, ее для краткости можно называть также академической автономией, есть свобода объективного исследования и честного, неискаженного (внешними указаниями и инструкциями) его представления перед коллегами и студентами. <...> Итак, академическая автономия основана на авторитетности и демократичности экспертного — в лице преподавателя — знания. <...> Но это именно та зависимость, которая, как «познанная необходимость», делает преподавателя свободным. <...> Пожалуй, профессионализм с его гордостью за свой труд, за качественно сделанный 6 Гречко П.К. <...> Можно не соглашаться с формулой свободы как познанной необходимости — придавленность внешними обстоятельствами в ней очевидна, познанная необходимость решетки или клетки вряд ли несет с собой свободу — пусть так, но нельзя не согласиться с необходимостью самой свободы. <...> Коммуникация в наше время — это не столько обмен уже наработанным <...>