Сурков Кафедра социальной философии Факультет гуманитарных и социальных наук Российский университет дружбы народов ул. <...> Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198 Философия часто обращает свое внимание на проблему насилия. <...> Существует обширная традиция, которую можно было бы смело назвать «философией насилия». <...> Этой темы касались практически все мыслители, занимавшиеся вопросами этического характера, политической философией, философским анализом эволюции и т.д. <...> Не будет преувеличением сказать, что вопрос о природе насилия в человеческом обществе — один из центральных для социальной философии. <...> Сегодня, когда на наших глазах происходят большие изменения в области международного права, когда война все еще является самым распространенным продолжением политики другими средствами, необходимо обратиться к анализу тех путей развития общества, которые были предложены мыслителями, много писавшими о том, что такое насилие в человеческом обществе, откуда оно берется и можно ли представить социум без него. <...> Это небольшое произведение важно не только тем, что в нем открывается особый взгляд на изучаемую проблему, задается определенная терминология, но и тем, что оно является отправной точкой для других исследований и интерпретаций. <...> Этот текст Беньямина стоит в центре философской традиции критики насилия ХХ в., связывая таких разных мыслителей, как Ж. <...> Текст словенского философа, как, впрочем, и все, что он делает, не остался незамеченным. <...> В свойственной ему провокационной манере Славой Жижек ставит некоторые вопросы о насилии «ребром», заставляя нас задуматься о происходящем вокруг, о тех трактовках реальности, что дают нам СМИ. <...> Однако для полноценной философской интерпретации его текста необходимо читать его, возвращаясь к В. <...> Позиция автора «О насилии», как мы увидим, остается далекой от тех путей, которые наметил немецкий философов, по-настоящему создававший «критику», т.е. такой нарратив, который <...>