Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635051)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
0   0
Первый авторНайдыш
Страниц7
ID415076
АннотацияТайна и научная проблема существенно различаются характером взаимодействия в них когнитивного и ценностного функционалов сознания. Тайна есть форма духовности, где познание и переживание действительности представляют собой некое синкретическое единство. И потому тайна — это принципиально неинтерпретируемая форма духа. В научной проблеме познавательное доминирует над ценностным, проблему можно превратить в конечное число доступных, алгоритмически решаемых задач. Проблемы вводят субъект в поле непознанных структурных отношений действительности. А тайны напоминают человеку о бесконечности бытия.
Найдыш, В.М. ТАЙНЫ ДУХА И ПРОБЛЕМЫ НАУКИ / В.М. Найдыш // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия .— 2013 .— №4 .— С. 53-59 .— URL: https://rucont.ru/efd/415076 (дата обращения: 05.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ ТАЙНЫ ДУХА И ПРОБЛЕМЫ НАУКИ* В.М. Найдыш Кафедра онтологии и теории познания Факультет гуманитарных и социальных наук Российский университет дружбы народов ул. <...> Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198 Тайна и научная проблема существенно различаются характером взаимодействия в них когнитивного и ценностного функционалов сознания. <...> Тайна есть форма духовности, где познание и переживание действительности представляют собой некое синкретическое единство. <...> И потому тайна — это принципиально неинтерпретируемая форма духа. <...> В научной проблеме познавательное доминирует над ценностным, проблему можно превратить в конечное число доступных, алгоритмически решаемых задач. <...> Проблемы вводят субъект в поле непознанных структурных отношений действительности. <...> А тайны напоминают человеку о бесконечности бытия. <...> На рубеже XX—XXI вв. существенно меркнет в общественном сознании образ «прозрачного мира», в соответствии с которым мир, в котором мы живем, полностью просвечивается «естественным светом разума» [1], в нем нет и не может быть вечных тайн, в природе все подвластно «свету Разума»; рано или поздно все тайны превратятся в научные проблемы и однозначно, до конца, абсолютно исчерпывающе будут раскрыты усилиями человеческого мышления. <...> Грандиозные усилия потрачены человечеством на познание природы, ее практическое преобразование; накоплены колоссальные массивы знаний, разработано и используется множество производственных технологий, создан целый мир техногенной цивилизации, но таинственность мира при этом нисколько не уменьшилась, а, скорее, наоборот — еще больше возросла. <...> Хотя, конечно же, отдельные ее сферы достаточно полно освоены и объяснены системой человеческого познания. <...> * Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, исследовательский проект № 12-03-00409а 51 Вестник РУДН, серия Философия, 2013, № 4 С прогрессом науки и техники не только ухудшаются нравы и человеческая <...>