Нижников Кафедра истории философии Российский университет дружбы народов ул. <...> Миклухо-Маклая, 10а, Москва, Россия, 117198 В статье, отталкиваясь от четырех возможных вариантов соотношения средств и цели, насилия и ненасилия: самого Макиавелли (только благая политическая цель оправдывает любые средства), макиавеллистского (цель оправдывает любые средства), гуманистического (благая цель может быть достигнута только благими методами) и пацифистского (непротивление злу силой) определяются характерные черты гуманистической политики. <...> Утверждается, что решение современных глобальных проблем возможно лишь на основе гуманистической политики ненасилия (несопротивление злу насилием, что не исключает, а иногда нуждается в сопротивлении злу силой), принципы которой открыты еще в «осевое время» мировыми религиями и философией, развиты И. Кантом <...> Начнем анализ с того, что укажем возможность четырех логических вариантов соотношения цели и средств, насилия и ненасилия, морали и политики: 1) самого Макиавелли (только благая цель оправдывает любые средства); 2) макиавеллистский (цель оправдывает любые средства); 3) гуманистический (благая цель может быть достигнута только благими методами); 4) пацифистский (непротивление злу силой) — благая цель может быть достигнута только при неприменении силы. <...> Л.Д. Троцкий, рассуждая об «испарениях морали», сводил их к «борьбе классов», определял мораль как «одну из идеологических функций этой борьбы» [1. <...> Тема самой морали теряла свой статус общезначимости и универсальности, всецело подчиняясь определенной идеологии. <...> В этом случае политика и идеология абсолютизируются, незаконно присваивая себе всеобщие полномочия морали, становясь абсолютной нормосозидающей инстанцией. <...> О соотношении цели и средств в гуманистической политике Такая позиция получила название макиавеллизма как извращенного учения Никколо Макиавелли (макиавелльства), который все же полагал, что цель <...>