Основная особенность творчества Достоевского и ее освещение в
критической литературе
Глава II. <...> Функции авантюрного сюжета в произведениях Достоевского
Часть II Слово у Достоевского (опыт стилистики)
Глава I. <...> Монологическое слово героя и слово рассказа в повестях
Достоевского
Глава III. <...> Творчество
Достоевского
до
настоящего
времени
было
объектом
узкоидеологического подхода и
освещения. <...> В первой части нашей книги мы даем общую концепцию того нового типа
романа, который создал Достоевский. <...> * ЧАСТЬ I *
ПОЛИФОНИЧЕСКИЙ РОМАН ДОСТОЕВСКОГО (ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ)
ГЛАВА I. <...> ОСНОВНАЯ ОСОБЕННОСТЬ ТВОРЧЕСТВА ДОСТОЕВСКОГО И ЕЕ ОСВЕЩЕНИЕ В КРИТИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЕ
При обозрении обширной литературы о Достоевском создается впечатление,
что дело идет не об {одном} авторе-художнике, писавшем романы и повести, а о
целом ряде философских выступлений {нескольких}
авторов-мыслителей
Раскольникова, Мышкина, Ставрогина, Ивана Карамазова, Великого Инквизитора и
др. <...> Для литературно-критической мысли творчество Достоевского распалось на
ряд самостоятельных и противоречащих друг другу философем, представленных
его героями. <...> Среди них далеко не на первом месте фигурируют и философские
воззрения самого автора. <...> Для сознания критиков прямая полновесная интенциональность
слов героя размыкает монологическую плоскость романа и
вызывает
на
непосредственный ответ, как если бы герой был не объектом авторского слова,
а полноценным и полноправным носителем собственного слова. <...> Эту особенность критической литературы о Достоевском нельзя объяснить
одной
только
методологической
беспомощностью
критической
мысли
и
рассматривать как сплошное нарушение авторской художественной воли. <...> Нет, она
отвечает обычной установке воспринимающих произведения Достоевского, а эта
установка в свою очередь, хотя далеко не адекватно, схватывает самую
существенную структурную особенность этих художественных произведений. <...> Главные герои Достоевского <...>
Проблемы_творчества_Достоевского_(Часть_I).pdf
М.М.Бахтин. Проблемы творчества Достоевского
--------------------------------------------------------------М.М.Бахтин.
Проблемы творчества Достоевского (1929)
Киев, Next, 1994, сс. 9-179
OCR: ОБЩИЙ ТЕКСТ TEXTSHARE http:textshare.da.ru
В фигурных скобках {} текст, выделенный курсивом.
В квадратных скобках [] номер подстраничных примечаний автора.
--------------------------------------------------------------ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
Часть
I Полифонический роман Достоевского (постановка проблемы)
Глава I. Основная особенность творчества Достоевского и ее освещение в
критической литературе
Глава II. Герой у Достоевского
Глава III. Идея у Достоевского
Глава IV. Функции авантюрного сюжета в произведениях Достоевского
Часть II Слово у Достоевского (опыт стилистики)
Глава I. Типы прозаического слова. Слово у Достоевского
Глава II. Монологическое слово героя и слово рассказа в повестях
Достоевского
Глава III. Слово героя и слово рассказа в романах Достоевского
Глава IV. Диалог у Достоевского
Заключение
Предисловие
Предлагаемая книга ограничивается лишь теоретическими проблемами
творчества Достоевского. Все исторические проблемы мы должны были исключить.
Это не значит, однако, что такой способ рассмотрения мы считаем
методологически правильным и нормальным. Напротив, мы полагаем, что каждая
теоретическая проблема непременно должна быть ориентирована исторически.
Между синхроническим и диахроническим подходом к литературному произведению
должна быть непрерывная связь и строгая взаимная обусловленность. Но таков
методологический идеал. На практике он не всегда осуществим. Здесь чисто
технические соображения заставляют иногда абстрактно выделять теоретическую,
синхроническую проблему и разрабатывать ее самостоятельно. Так поступили и
мы. Но историческая точка зрения все время учитывалась нами; более того, она
служила тем фоном, на котором мы воспринимали каждое разбираемое нами
явление. Но фон этот не вошел в книгу.
Но и теоретические проблемы в пределах настоящей книги лишь поставлены.
Правда, мы пытались наметить их решения, но все же не чувствуем за собою
права назвать нашу книгу иначе как "Проблемы творчества Достоевского".
В основу настоящего анализа положено убеждение, что всякое литературное
произведение внутренне, имманентно социологично. В нем скрещиваются живые
социальные силы, каждый элемент его формы пронизан живыми социальными
оценками. Поэтому и чисто формальный анализ должен брать каждый элемент
художественной структуры как точку преломления живых социальных сил, как
искусственный кристалл, грани которого построены и отшлифованы так, чтобы
преломлять определенные лучи социальных оценок и преломлять их под
определенным углом.
Творчество Достоевского до настоящего времени было объектом
узкоидеологического подхода и освещения.
Интересовались больше той
идеологией, которая нашла свое непосредственное выражение в провозглашениях
Достоевского (точнее, его героев). Та же идеология, которая определила его
художественную форму, его исключительно сложное и совершенно новое романное
построение,
до сих пор остается почти совершенно нераскрытой.
Узкоформалистический подход дальше периферии этой формы пойти не способен.
Узкий же идеологизм, ищущий прежде всего чисто философских постижений и
прозрений, не овладевает именно тем, что в творчестве Достоевского пережило
Стр.1