Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 611760)
Контекстум

Проблемы творчества Достоевского (Часть I)

0   0
Первый авторБахтин
Издательство[Б.и.]
Страниц32
ID4146
АннотацияО творчестве автора (Достоевский Федор Михайлович).
Кому рекомендованоО творчестве автора
Бахтин, М.М. Проблемы творчества Достоевского (Часть I) : Статья / М.М. Бахтин .— : [Б.и.], 1929 .— 32 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/4146 (дата обращения: 18.05.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Основная особенность творчества Достоевского и ее освещение в критической литературе Глава II. <...> Функции авантюрного сюжета в произведениях Достоевского Часть II Слово у Достоевского (опыт стилистики) Глава I. <...> Монологическое слово героя и слово рассказа в повестях Достоевского Глава III. <...> Творчество Достоевского до настоящего времени было объектом узкоидеологического подхода и освещения. <...> В первой части нашей книги мы даем общую концепцию того нового типа романа, который создал Достоевский. <...> * ЧАСТЬ I * ПОЛИФОНИЧЕСКИЙ РОМАН ДОСТОЕВСКОГО (ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ) ГЛАВА I. <...> ОСНОВНАЯ ОСОБЕННОСТЬ ТВОРЧЕСТВА ДОСТОЕВСКОГО И ЕЕ ОСВЕЩЕНИЕ В КРИТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ При обозрении обширной литературы о Достоевском создается впечатление, что дело идет не об {одном} авторе-художнике, писавшем романы и повести, а о целом ряде философских выступлений {нескольких} авторов-мыслителей Раскольникова, Мышкина, Ставрогина, Ивана Карамазова, Великого Инквизитора и др. <...> Для литературно-критической мысли творчество Достоевского распалось на ряд самостоятельных и противоречащих друг другу философем, представленных его героями. <...> Среди них далеко не на первом месте фигурируют и философские воззрения самого автора. <...> Для сознания критиков прямая полновесная интенциональность слов героя размыкает монологическую плоскость романа и вызывает на непосредственный ответ, как если бы герой был не объектом авторского слова, а полноценным и полноправным носителем собственного слова. <...> Эту особенность критической литературы о Достоевском нельзя объяснить одной только методологической беспомощностью критической мысли и рассматривать как сплошное нарушение авторской художественной воли. <...> Нет, она отвечает обычной установке воспринимающих произведения Достоевского, а эта установка в свою очередь, хотя далеко не адекватно, схватывает самую существенную структурную особенность этих художественных произведений. <...> Главные герои Достоевского <...>
Проблемы_творчества_Достоевского_(Часть_I).pdf
М.М.Бахтин. Проблемы творчества Достоевского --------------------------------------------------------------М.М.Бахтин. Проблемы творчества Достоевского (1929) Киев, Next, 1994, сс. 9-179 OCR: ОБЩИЙ ТЕКСТ TEXTSHARE http:textshare.da.ru В фигурных скобках {} текст, выделенный курсивом. В квадратных скобках [] номер подстраничных примечаний автора. --------------------------------------------------------------ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие Часть I Полифонический роман Достоевского (постановка проблемы) Глава I. Основная особенность творчества Достоевского и ее освещение в критической литературе Глава II. Герой у Достоевского Глава III. Идея у Достоевского Глава IV. Функции авантюрного сюжета в произведениях Достоевского Часть II Слово у Достоевского (опыт стилистики) Глава I. Типы прозаического слова. Слово у Достоевского Глава II. Монологическое слово героя и слово рассказа в повестях Достоевского Глава III. Слово героя и слово рассказа в романах Достоевского Глава IV. Диалог у Достоевского Заключение Предисловие Предлагаемая книга ограничивается лишь теоретическими проблемами творчества Достоевского. Все исторические проблемы мы должны были исключить. Это не значит, однако, что такой способ рассмотрения мы считаем методологически правильным и нормальным. Напротив, мы полагаем, что каждая теоретическая проблема непременно должна быть ориентирована исторически. Между синхроническим и диахроническим подходом к литературному произведению должна быть непрерывная связь и строгая взаимная обусловленность. Но таков методологический идеал. На практике он не всегда осуществим. Здесь чисто технические соображения заставляют иногда абстрактно выделять теоретическую, синхроническую проблему и разрабатывать ее самостоятельно. Так поступили и мы. Но историческая точка зрения все время учитывалась нами; более того, она служила тем фоном, на котором мы воспринимали каждое разбираемое нами явление. Но фон этот не вошел в книгу. Но и теоретические проблемы в пределах настоящей книги лишь поставлены. Правда, мы пытались наметить их решения, но все же не чувствуем за собою права назвать нашу книгу иначе как "Проблемы творчества Достоевского". В основу настоящего анализа положено убеждение, что всякое литературное произведение внутренне, имманентно социологично. В нем скрещиваются живые социальные силы, каждый элемент его формы пронизан живыми социальными оценками. Поэтому и чисто формальный анализ должен брать каждый элемент художественной структуры как точку преломления живых социальных сил, как искусственный кристалл, грани которого построены и отшлифованы так, чтобы преломлять определенные лучи социальных оценок и преломлять их под определенным углом. Творчество Достоевского до настоящего времени было объектом узкоидеологического подхода и освещения. Интересовались больше той идеологией, которая нашла свое непосредственное выражение в провозглашениях Достоевского (точнее, его героев). Та же идеология, которая определила его художественную форму, его исключительно сложное и совершенно новое романное построение, до сих пор остается почти совершенно нераскрытой. Узкоформалистический подход дальше периферии этой формы пойти не способен. Узкий же идеологизм, ищущий прежде всего чисто философских постижений и прозрений, не овладевает именно тем, что в творчестве Достоевского пережило
Стр.1