№ 2 Дополнительное профессиональное образование в высшей школе: состояние и перспективы В одном из современных определений образование представлено как процесс и результат целеполагаемой педагогически организованной и планомерной социализации человека, осуществляемой в его интересах и интересах общества [1]. <...> В рамках субъект-субъектного подхода к образованию социализация рассматривается как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения культуры, как процесс и результат осознанных усилий приблизить себя к образу «желаемого Я», избежать возможных неблагоприятных обстоятельств жизни [2]. <...> Тем самым создание условий для профессионального и личностного развития и самораз127 ISSN 0321–3056 ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. <...> СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. вития личности, для понимания ею собственных жизненных перспектив, и формирования активной позиции в отношении своего развития становится актуальной задачей всех форм образования. <...> В определенной мере поставленной задаче отвечает система дополнительного профессионального образования, предоставляющая возможность реализовать человеку свои профессионально-образовательные и личностноразвивающие планы с учетом изменений в социально-экономической, культурной сферах и обстоятельствах личной жизни. <...> По данным психологических исследований, внутренняя мотивация и активность в саморазвитии проявляется у студентов в том случае, если ими осознаются жизненные цели, собственная роль в организации своей жизни, принимается ответственность за нее. <...> Многолетние исследования (1985 – 2001 гг.) динамики ресурсных стратегий молодежи для достижения поставленных целей и реализации своих жизненных планов [4] показывают, что каждое следующее поколение все меньше стремится опираться на собственные физические силы (заниматься физически тяжелым трудом во вредных условиях и в условиях сурового климата и т.п.), а в большей мере хотело бы тратить силы на приобретение «человеческого <...>