УДК 66.011 Н.С. Белинская, Э.Д. Иванчина, Е.Н. Ивашкина, Г.Ю. Силко, Е.В. Францина ОПТИМИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РЕЖИМА УСТАНОВКИ ГИДРОДЕПАРАФИНИЗАЦИИ ДИЗЕЛЬНЫХ ТОПЛИВ МЕТОДОМ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ (Национальный исследовательский Томский политехнический университет) e-mil: belinskaya@tpu.ru, ied@tpu.ru, ivashkinaen@tpu.ru, silkogalina@sibmail.com, evf@tpu.ru Представлена методика построения математической модели процесса гидродепарафинизации дизельных топлив, которая заключается в последовательном выполнении следующих этапов: термодинамический анализ реакций процесса, составление схемы превращений углеводородов в ходе процесса, разработка кинетической модели, оценка кинетических параметров модели. <...> С применением разработанной модели проведено исследование влияния температуры и расхода ВСГ (водородсодержащего газа) на состав целевого продукта в интервале 345–405°С и 5000–53000 м3/ч соответственно. <...> Ключевые слова: гидродепарафинизация, математическая модель, оптимизация, термодинамика ВВЕДЕНИЕ Наряду с проблемами увеличения глубины переработки нефти, производства высококачественных моторных топлив и обеспечение растущего спроса на топлива, в настоящее время на отечественных нефтеперерабатывающих предприятиях наблюдается тенденция повышения эффективности использования ресурсов [1]. <...> Учитывая многофакторность проблемы повышения ресурсоэффективности, а именно зависимость результатов процесса от состава сырья, технологических условий и других факторов, необходимо применять стратегию системного анализа к решению поставленной проблемы. <...> Метод математического моделирования, как основной метод стратегии системного анализа, хорошо зарекомендовал себя в качестве инструмента решения сложных многофакторных задач нефтепереработкии нефтехимии [2]. <...> Целью работы является повышение ресурсоэффективности установки каталитической депарафинизации, предназначенной для производства высококачественных компонентов низкозастывающих <...>