Преподавание истории Дагестана в школе имеет огромное познавательное и воспитательное значение. <...> Соприкасаясь с событиями прошлого, молодежь получает уроки гражданственности, осознает свою сопричастность с судьбами нашей республики и государства. <...> Авторов новых учебников по истории Дагестана целесообразно ориентировать на последовательное применение определенной и четкой методологии, качественной методики отбора, анализа и презентации исторических материалов, изложению которых должно предшествовать предварительное теоретическое обобщение, прокламирующее принципы их периодизации и систематизации. <...> На основе периодизации стадиальноцивилизационного характера нужно дать учащимся знания о стадиях эволюции общества, о взаимосвязи исторических событий, явлений и процессов. <...> Современная периодизация исторического процесса должна быть построена на основе многомерного подхода и объективности с учетом целого комплекса признаков и соразмерности выделенных эпох. <...> В качестве методологической базы для написания новой линии светских учебников по дагестанской истории можно использовать: 1) законы современной материалистической диалектики, носящие всеобщий характер и отражающие эволюцию как природы, так и общества (закон перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания); 2) принципы историзма и объективности, которые позволят не допустить архаизации либо, наоборот, модернизации в оценке социально-политических, экономических, идеологических и культурных процессов; 3) многомерный подход к изучению и многофакторный подход к презентации историко-культурного наследия нашей многонациональной республики. <...> Важно установить не только общий цивилизационный и культурный уровень Дагестана в сравнении с другими регионами, но и четко определить по разным параметрам, в чем наша республика отставала, а в чем опережала их, отметить <...>