№2 профессионАльное обрАзовАние в КНР: экономические потребности и социАльные ожидАния о. а. <...> Машкина (факультет педагогического образования МГУ имени М. В. Ломоносова; e-mail: fpo.mgu@mail.ru) В статье рассматриваются причины, приведшие к поляризации общеобразовательной и профессиональной подготовки в системе образования КНР. <...> Ключевые слова: профессиональное образование, академический сектор, экономические и социальные запросы, безработица, текучесть кадров, структурный дисбаланс. <...> Ускоренное развитие образования стало предпосылкой модернизационного процесса в Китае в последней четверти ХХ в В 1990-е гг 9-летнее общее среднее образование (средняя школа низшей \ первой ступени – СШНС) превратилось в обязательную норму для всех детей в возрасте до 15 лет Это ознаменовало важный этап на пути обеспечения равных стартовых возможностей для молодежи, вступающей в трудовой возраст Несмотря на то, что обучение сверхобязательного уровня в 1990-е гг стало платным, численность обучающихся в обоих секторах старшей ступени средней школы – академическом и профессиональном – неуклонно росла “Закон КНР о профессиональном образовании”, утвержденный в мае 1996 г , закрепил стратегическую направленность реформ на расширение масштабов обучения в системе среднего профобразования (СПО) Тем самым руководство страны старалось решить сразу несколько задач: снизить безработицу среди выпускников школ; повысить техническую квалификацию среди первично занятых силами территориальных органов управления и бизнеса без привлечения государственного финансирования; теснее увязать спрос и предложение на местных рынках труда В 1999 г министерство образования КНР выделило 20 млн юаней на “План реорганизации учебного процесса и создания новых учебников для профессиональной школы” В СПО начали вводить обновленные учебные программы, расширялась и номенклатура получаемых в СПО профессий В общей сложности были составлены <...>