ПРОБЛЕМА НЕСТАБИЛЬНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ПРИ ИЗМЕРЕНИИ «УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ» В ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ ПОВЕДЕНИИ Ю.Р. <...> Вольфсон Кафедра социологии Российский университет дружбы народов ул. <...> Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198 Статья посвящена проблемам восприятия в исследованиях потребительского поведения. <...> Автор исходит из предположения, что даже если респондент желает дать искренний и объективный ответ, его восприятие искажено множеством внешних факторов. <...> В опросных методах избавиться от этого эффекта нельзя, так как искажение реальности незаметно для респондента и происходит на неосознанном уровне. <...> Помимо сложностей применения математических вычислений существует трудности измерения удовлетворенности индивида вследствие влияния множества факторов на его субъективную оценку. <...> Однако помимо разной степени остроты органов чувств у отдельных людей существуют различия и в восприятии информации под воздействием среды, которая зачастую не учитывается исследователями при проведении социологических исследований. <...> Современное общество характеризуется в числе прочего и нарастающим индивидуализмом и в какой-то степени прагматизмом и утилитаризмом. <...> В связи с этим возникает вопрос о возможных моделях поведения потребителя, его предпочтений в выборе разнообразных благ и рассмотрении критериев, которые могут оказать влияние на оценку респондентом предлагаемых предметов или явлений. <...> В данной статье рассматривается ряд подходов к потребительскому поведению, а также многообразие факторов, влияющих на оценку респондента и усложняющих измерение удовлетворенности получаемыми товарами или услугами. <...> Еще в позапрошлом веке экономисты и социологи разработали ряд теорий рационального выбора, пытаясь описать, каким именно способом и по каким при99 Вестник РУДН, серия Социология, 2014, № 3 чинам человек делает выбор между разными благами. <...> Так, представители Чикагской школы считали, что люди максимизируют <...>