Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология  / №3 2014

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ (80,00 руб.)

0   0
Первый авторДиас
Страниц21
ID411936
АннотацияВ статье предпринимается попытка показать взаимоотношения трех сравнительно новых социологических теорий, каждая из которых объясняет особый аспект одного и того же — происхождение, распространение и изменение социальных и культурных ценностей. Автор полагает, что не существует некоей единой социологической теории, которая объясняет все, но, скорее, есть различные теории, каждая из которых описывает определенную часть социальной реальности. Учитывая взаимоотношения научной теории и научного исследования, автор обособленно рассматривает три концепции: теорию социальной экосистемы А. Холи и О. Дункана, теорию «центра—периферии» Й. Галтунга и теорию Р. Инглхарта об изменении ценностей в современных индустриальных обществах. Основываясь на данных, полученных испанскими и зарубежными исследователями, автор приводит теоретические и эмпирические свидетельства взаимодополняемости трех названных концепций. Теории социальной экосистемы и «центра-периферии» демонстрирууютрвоывсеонкьиойбобщений (по пространственно-временным параметрам) и столь ужреоввыесноькаибйстрциаик, хотя их основополагающие понятия могут быть легко операционализированы посредством валидных и надежных показателей. Теория изменения ценностей обеспечивает высокий уровень абстракции и обобщений, но ограничена во времени историческим периодом после Второй мировой войны. Теории «центра—периферии» и изменения ценностей обращаются к индивидуальным и коллективным единицам анализа, в то время как теория социальной экосистемы по определению имеет дело лишь с коллективными объектами. В совокупности данные три теории показывают, что ценности «безопасности» в современном обществе обретают все возрастающее значение.
Диас, НиколасХ. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / НиколасХ. Диас // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология .— 2014 .— №3 .— С. 25-45 .— URL: https://rucont.ru/efd/411936 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ Диас Николас Х. <...> Кафедра социологии II Факультет политических наук и социологии Мадридский университет Комплутенсе Кампус де Сомосагуас, Позуэло де Аларкон, Мадрид, Испания, 28223 В статье предпринимается попытка показать взаимоотношения трех сравнительно новых социологических теорий, каждая из которых объясняет особый аспект одного и того же — происхождение, распространение и изменение социальных и культурных ценностей. <...> Учитывая взаимоотношения научной теории и научного исследования, автор обособленно рассматривает три концепции: теорию социальной экосистемы А. <...> Инглхарта об изменении ценностей в современных индустриальных обществах. <...> Теории социальной экосистемы и «центра-периферии» демонстрируют высокий уровень обобщений (по пространственно-временным параметрам) и столь же высокий уровень абстракции, хотя их основополагающие понятия могут быть легко операционализированы посредством валидных и надежных показателей. <...> Теория изменения ценностей обеспечивает высокий уровень абстракции и обобщений, но ограничена во времени историческим периодом после Второй мировой войны. <...> Теории «центра—периферии» и изменения ценностей обращаются к индивидуальным и коллективным единицам анализа, в то время как теория социальной экосистемы по определению имеет дело лишь с коллективными объектами. <...> 23 Вестник РУДН, серия Социология, 2014, № 3 СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Знаменитый ученый Р.К. Мертон [43] утверждал, что научная теория и научное исследование всегда должны идти рука об руку, поскольку теория без исследовательской работы — чистая спекуляция, а исследование без теории — всего лишь абстрактный эмпиризм. <...> Речь не идет о некоей «реконструированной логике», объясняющей всю мою научную жизнь задним числом — скорее о «реально используемой логике», которой я следовал всю мою жизнь (1). <...> Речь идет о том, что мои исследования всегда были связаны с теорией <...>