СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ЛЕКТОРИЙ ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ РЫНКА Н.Е. <...> Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198 В статье рассматриваются проблемы, возникающие при предоставлении услуг социолога заказчику; дается общая характеристика различных типов деятельности современного социолога, результаты которых могут выступать «товаром». <...> Работа социолога, выполняемая на заказ, рассматривается как обеспечивающая деятельность управления. <...> При этом социолог либо самоопределяется в ситуации заказа, т.е. выступает как носитель личной позиции, либо нет. <...> Возможны различные рамки самоопределения социолога в ситуации этического конфликта применительно к взаимодействию с заказчиком: политические и мировоззренческие убеждения, философский и научно-теоретический подход, морально-этические принципы и ценности, ситуационные характеристики и т.д. <...> Работа социолога, выполняемая на заказ (возможно, кроме случаев, когда заказчиком выступает грантодержатель), может расцениваться как оказание услуг. <...> Следовательно, исходным пунктом и необходимым условием оказания услуги является восстановление такого рода потребностей и нужд заказчика в контексте его деятельности и определение того, как посредством социологического исследования или анализа эта проблема может быть разрешена или углубленно понята заказчиком. <...> Новая обоснованная трактовка проблемы может быть прекрасным результатом работы социолога. <...> С подобным несовпадением заявляемой и реальной проблемы очень хорошо знакомы психотерапевты или врачи. <...> Вопрос сложный, и серьезно с ним разобраться можно в рамках отдельного учебного курса, специально этому посвященному, поэтому ограничимся лишь некоторыми общими положениями. <...> Поскольку при выполнении заказа работа социолога предстает как обеспечивающая деятельность заказчика, условием оказания услуги является способность «читать» деятельность заказчика. <...> Одним из таких средств может <...>