СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩЕСЛАВЯНСКИЕ ЦЕННОСТИ В АСПЕКТЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ С.В. <...> Николаенко Филологический факультет Витебский государственный университет им. <...> П.М. Машерова Московский проспект, 33, Витебск, Республика Беларусь, 210038 В статье рассмотрены основные подходы к исследованию понятия ценности: с точки зрения лингвокультурологии, социолингвистики и педагогики. <...> Разработано методическое обеспечение, необходимое при работе на уроках русского языка с целью формирования устойчивых социальных аксиологических ориентиров у учащихся. <...> Предложены задания, направленные на построение стойкой нравственной системы координат у школьников. <...> Ключевые слова: аксиология, артефакт, культура, методика преподавания, русский язык, ценность Цель обучения русскому языку на современном этапе — не только достичь высокого уровня знаний по предмету, но и научить обучающихся создавать самостоятельные связные высказывания различных стилей, типов и жанров речи, приобщить их к искусству слова, развить у них художественное мышление и эстетические чувства, сформировать нравственно-эстетические ориентации личности, что предполагает определенные знания в области культуры. <...> Изучение языка при этом идет как система сохранения и передачи культурных ценностей. <...> На сегодняшний день в лингвистике существуют самые разные определения понятия «ценность». <...> Так, Н.Ф. Алефиренко под ценностями понимает не материальные или духовные объекты, а модусные (культурно значимые) отношения человека к окружающему миру, служащие ему ценностными ориентирами [1. <...> А.Н. Усачева понимает ценности несколько по-иному: «Ценности — исторически сложившиеся обобщенные представления людей о типах своего поведения, возникшие в результате оценочно-деятельностного отношения к миру, образующие ценностную картину мира, закрепленную в сознании представителей отдельного этноса и зафиксированную в языке этого этноса» [6. <...> В последнее время <...>