ОБУЧЕНИЕ ПРОИЗНОШЕНИЮ: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ И.О. <...> Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198 В статье обсуждаются данные экспериментально-фонетических исследований восприятия речи и их значение для практики постановки русского произношения иностранным учащимся. <...> Эмиль Бенвенист Рассматривая вопрос об отношениях между языком и речевой деятельностью, Л.В. Щерба писал о наличии тесной связи между функциональными свойствами и фонетическими характеристиками звуковых единиц [15]. <...> Эта связь особенно ярко обнаруживается, если обратиться к анализу перцептивных характеристик речи, т.е. тех особенностей восприятия, которые в первую очередь зависят от языковой функции. <...> Поскольку восприятие неродной речи обусловлено функциональными характеристиками звуковых единиц родного языка человека и физическими характеристиками речевого потока на неродном языке, описание речевого поведения человека расширяет наши знания о звуковом строе контактирующих языков. <...> Практические задачи обучения, связанные с поиском эффективных методов преподавания, диктуют необходимость изучения речевого поведения учащихся не только с точки зрения порождения речи, но и с точки зрения ее восприятия. <...> Основные направления исследования в области восприятия неродной речи связаны с разработкой широкого круга теоретических вопросов, касающихся звуковой интерференции в ситуации двуязычия, источников и механизмов интерференции, проблемы фонологического слуха. <...> Универсальные и специфические свойства перцептивной системы человека описываются на материале разных языков. <...> Как правило, в таких работах устанавливается степень влияния фонологической системы родного языка на восприятие звуковых единиц чужого языка. <...> Традиционно считалось, что восприятие речи есть процесс, в результате которого выделяются фонематические признаки, играющие в языке сигнальную роль, и оттормаживаются другие, не имеющие в нем <...>