Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 643261)
Контекстум
Антиплагиат Руконтекст

Братья Карамазовы. Часть 3.

0   0
Первый авторДостоевский Федор Михайлович
Издательство[Б.и.]
Страниц89
ID4116
Кому рекомендованоРоманы
Достоевский, Ф.М. Братья Карамазовы. Часть 3. : Роман / Ф.М. Достоевский .— : [Б.и.], 1881 .— 89 с. — Проза .— URL: https://rucont.ru/efd/4116 (дата обращения: 29.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Федор Михайлович Достоевский Братья Карамазовы РОМАН В ЧЕТЫРЕХ ЧАСТЯХ С ЭПИЛОГОМ <...> Все это и исполнил над усопшим сам отец Паисий. <...> Гроб же вознамерились оставить в кельи (в первой большой комнате, в той самой, в которой покойный старец принимал братию и мирских) на весь день. <...> Начал чтение, сейчас после панихиды, отец Иосиф; отец же Паисий, сам пожелавший читать потом весь день и всю ночь, пока еще был очень занят и озабочен, вместе с отцом настоятелем скита, ибо вдруг стало обнаруживаться, и чем далее, тем более, и в монастырской братии и в прибывавших из монастырских гостиниц и из города толпами мирских нечто необычайное, какое-то неслыханное и "неподобающее" даже волнение и нетерпеливое ожидание. <...> И настоятель и отец Паисий прилагали все старания по возможности успокоить столь суетливо волнующихся. <...> Встречаясь со взволнованными из иноков, отец Паисий стал даже выговаривать им: "Таковое и столь немедленное ожидание чего-то великого", говорил он, "есть легкомыслие, возможное лишь между светскими, нам же неподобающее". <...> А что до Ракитина, то тот, как оказалось потом, очутился столь рано в ските по особливому поручению госпожи Хохлаковой. <...> Алеша взглянул было на него, открыв свое распухшее от слез, как у малого ребенка лицо, но тотчас же, ни слова не вымолвив, отвернулся и снова закрылся обеими ладонями. <...> Но вопрос сей, высказанный кем-то мимоходом и мельком, остался без ответа и почти незамеченным, - разве лишь заметили его, да и то про себя, некоторые из присутствующих лишь в том смысле, что ожидание тления и тлетворного духа от тела такого почившего есть сущая нелепость, достойная даже сожаления (если не усмешки), относительно малой веры и легкомыслия изрекшего вопрос сей. <...> Ибо хотя покойный старец и привлек к себе многих, и не столько чудесами, сколько любовью, и воздвиг кругом себя как бы целый мир его любящих, тем не менее, и даже тем более, сим же самым породил <...>
Братья_Карамазовы._Часть_3..pdf
Федор Михайлович Достоевский Братья Карамазовы РОМАН В ЧЕТЫРЕХ ЧАСТЯХ С ЭПИЛОГОМ * ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. * КНИГА СЕДЬМАЯ. АЛЕША I. ТЛЕТВОРНЫЙ ДУХ. Тело усопшего иеросхимонаха отца Зосимы сего прежде губою (то-есть установленному чину. Умерших монахов и схимников, как известно, не "Егда кто от монахов ко господу отыдет (сказано учиненный монах (то есть для водой, творя приготовили в назначенный) отирает греческою мантиею; для прежде обвить крестообразно. На чего, по голову Большом тело губкой) крест скончавшегося, на персех, на руках и на ногах и на коленах, вящше обвил надел его во гроб (уже давно ним к погребению на же по Требнике), то его омывают. теплою ничто челе же". Все это и исполнил над усопшим сам отец Паисий. После отирания одел его в монашеское одеяние и разрезал ее, чтоб правилу, несколько ему осьмиконечным крестом. Куколь оставлен был открытым, лик же усопшего закрыли черным воздухом. В руки ему положили икону спасителя. В таком переложили виде вознамерились оставить в кельи (в первой большой комнате, в которой покойный старец принимал братию и мирских) на усопший по чину был иеросхимонах, то над весь следовало иеродиаконам читать не Псалтирь, а Евангелие. Начал вдруг стало обнаруживаться, и чем монастырской братии и в прибывавших из монастырских толпами мирских нечто необычайное, какое-то куколь к заготовленный). Гроб той день. Так иеромонахам чтение, сейчас панихиды, отец Иосиф; отец же Паисий, сам пожелавший читать потом весь и всю ночь, пока еще был очень занят и озабочен, вместе с отцом скита, ибо далее, тем гостиниц неслыханное и утру же самой, в как и же после день настоятелем более, и из в города даже волнение и нетерпеливое ожидание. И настоятель и отец Паисий все старания по возможности успокоить столь суетливо волнующихся. Когда ждали для и "неподобающее" прилагали уже достаточно ободняло, то из города начали прибывать некоторые даже такие, кои захватили с собою больных своих, особенно детей, - точно нарочно сей минуты, видимо уповая на немедленную силу исцеления, какая, по вере их, не могла замедлить обнаружиться. И вот тут только обнаружилось, до какой степени все у нас приобыкли считать усопшего старца еще при жизни за несомненного и великого святого. И между прибывающими были далеко одного лишь простонародья. Это великое ожидание верующих, столь обнаженно выказываемое и казалось отцу не поспешно даже Паисию с несомненным нетерпением и соблазном, и чуть хотя не еще с и предчувствованным, но на самом деле превысившим его ожидания. Встречаясь взволнованными из иноков, отец Паисий стал даже выговаривать им: "Таковое то, что слишком потаенно даже и требованием, задолго столь немедленное ожидание чего-то великого", говорил он, "есть легкомыслие, возможное лишь между светскими, нам же неподобающее". Но его мало слушали, и отец Паисий с беспокойством замечал это, несмотря на (если уж все вспоминать правдиво), хотя и возмущался ожиданиями и находил в них легкомыслие и суету, но глубине души своей, ждал почти того же, чего и сии взволнованные, в чем себе не мог не сознаться. Тем не менее ему встречи, возбуждавшие в нем, по некоему предчувствию, большие теснившейся в кельи усопшего толпе заметил он особенно с отвращением неприятны были сего его из и им со и сам нетерпеливыми про себя, в сам иные сомнения. В душевным (за которое сам себя тут же и попрекнул) присутствие, например, Ракитина, или далекого гостя обдорского инока, все еще пребывавшего в монастыре, и их отец Паисий вдруг почему-то счел подозрительными, - хотя и можно было заметить в этом же смысле. Инок обдорский изо всех выдавался наиболее суетящимся; заметить местах: везде каким-то не его он особенным расспрашивал, везде таинственным нетерпеливое и как бы уже раздраженное тем, что госпожи можно видом. Выражение было ожидаемое прислушивался, везде же лица Хохлаковой. Сия их всюду, во имел столь совершается. А что до Ракитина, то тот, как оказалось потом, очутился рано в ските по особливому поручению шептался долго добрая, но обоих одних волновавшихся всех с самое не столь с
Стр.1