Философия ПРОБЛЕМА «ЯЗЫК И МЫШЛЕНИЕ» В ОБСЕРВАЦИОННОЙ ФИЛОСОФИИ А.М. <...> ШЕЛКОВНИКОВ Статья является рефлексией над небольшим фрагментом «Мышления и наблюдения»1 А.М. Пятигорского. <...> Приведем полностью интересующий нас фрагмент: «Тема “язык и мышление”, как тема (и проблема) науки, является одним из элементарных и наиболее вырожденных случаев редукционистского подхода и по определению не может входить в предмет обсервационной философии, хотя некоторые идеи в теории языка могли бы найти свое место в одной из возможных теорий мышления (говоря о таких идеях, я, разумеется, прежде всего, имею в виду идею фонологии – от Крушевского, Бодуэна де Куртенэ и Трубецкого до Якобсона, Халле и Юэнь Жень Жао). <...> Резон для «избегания» этой темы в обсервационной философии вполне ясен: в качестве объекта, наблюдаемого как мышление, язык остается только в своем «нефеноменальном» аспекте и интерпретируется лишь в объектно-содержательном плане, где язык может соотноситься с содержаниями и структурами сознания, и только через сознание (то есть в порядке вторичных, третичных и так далее интерпретаций) – с мышлением в эпифеноменальности и триаспектности последнего. <...> Связь мышления со звуками языка, с артикуляцией представляется необходимостью. <...> Такой, гумбольдтовский, подход к проблеме «язык и мышление» длительное время оставался самым влиятельным в языкознании и философии языка. <...> Эмиль Бенвенист считал, что мышление всегда и в любом случае находит свое выражение в языке. <...> Об этой мысли часто вспоминал Роман Осипович Якобсон, указывая на свою генетическую принадлежность к Московской лингвистической школе. <...> И все это (от Гумбольдта до Хомского) Пятигорский называет «одним из элементарных и наиболее вырожденных случаев редукционистского подхода». <...> Очень часто связь мышления с языком и психикой постулируется и понимается как нечто само собой разумеющееся. <...> А философия мышления, по Пятигорскому, начинается с размышления <...>