Первый паровой экскаватор построил амери канский изобретатель Уильям Отис. <...> В записных книжках великого италь янского учёного, изобретателя, худож ника Леонардо да Винчи можно найти размышления о том, какие приспособле ния могли бы помочь углублять дно ка налов и расширять морские гавани. <...> В самом начале XVI века Леонардо пи сал, что выполнять такие работы можно с помощью большого ковша с заострён ным концом, который позволял бы за черпывать грунт. <...> Одно из самых знаменитых стихотворе ний великого поэта Николая Некрасова — это «Железная дорога». <...> Оно о том, каким тяжким был труд строителей железнодо рожного пути, который в середине XIX века соединил тогдашнюю столицу Петер бург с Москвой. <...> И вправду — основными инструментами были тогда лопата, кирка, тачка, а нужно было прокопать глубокие выемки на возвышенностях, в низинах же, наоборот, соорудить насыпи. <...> Но поэт ни словом не обмолвился о том, что на этой грандиозной стройке длиной в 600 с лишним километров тогда работа ли и несколько паровых экскаваторов на рельсовом ходу, закупленных в Соединён ных Штатах Америки. <...> Землекопные ма шины оказались для строителей огром ным подспорьем. <...> Неужели тогда, более полутора ве ков назад, уже был изобретён экскава тор — огромная механическая «лопата», способная заменить сотни землекопов? <...> А задумываться о создании такой машины стали даже на много раньше. <...> Чем не экскаватор, пусть и на «руч ной тяге»? <...> Но идея Леонардо да Винчи, как и многие другие его технические до гадки, так и осталась умозрительной — в жизнь она не была воплощена. <...> Однако уже в конце того же XVI века конструк цию плавучей землечерпалки с ковшом детально разработал венецианский меха ник Буанаюто Лорини. <...> Подробное опи сание землечерпалки приведено в одной из книг, изданных в Венеции в то вре мя. <...> Есть сведения о том, что такая ма шина даже была построена и работала на очистке венецианских каналов. <...> В 1718 году Парижская <...>