160–170 ФИЗИКА И МЕХАНИКА УДК 629.7.018.4:629.7.023.4 Повышение точности оценки численного прогнозирования усталостной долговечности высоконагруженных зон конструкций самолётов с использованием модифицированных кривых усталости* Л.А. АДЕГОВА 630049, РФ, г. Новосибирск, ул. <...> При определении усталостной долговечности элементов самолётов по традиционной методике, основанной на применении коэффициентов коррекции, не всегда можно получить результаты, соответствующие стендовым ресурсным испытаниям. <...> В связи с чем, были проведены исследования по совершенствованию традиционной методики расчёта ресурса высоконагруженных зон посредством использования модифицированных кривых усталости. <...> При отнулевых циклах нагружения были получены уравнения кривых усталости в зависимости от теоретического коэффициента концентрации напряжений, толщины образцов, температуры испытаний, частоты нагружения, технологии изготовления и так далее. <...> Расчёт усталостной долговечности с использованием модифицированных кривых усталости осуществлялся по традиционной методике, но для учёта конструктивных и технологических факторов была проведена коррекция кривых усталости на основе зависимостей, полученных при анализе изменения коэффициентов уравнений регрессии. <...> Предложенная методика проверена при расчёте усталостной долговечности шассийной балки маневренного самолёта, нижних стыковочных фитингов отъёмной части крыла лёгкого самолёта (ОЧК) и зоны крепления нервюры с фитингом по лонжерону кессона гражданского самолёта. <...> При проведении численного анализа были разработаны конечно-элементные модели (КЭМ), отражающие конструктивные особенности элементов конструкций. <...> Расчётное нагружение осуществлялось в соответствии с Программой проводимого эксперимента. <...> Корректность численных исследований подтверждена результатами стендовых испытаний элементов конструкций летательных аппаратов. <...> Ключевые слова: усталостная долговечность <...>