В статье представляются аргументы, служащие доказательству того, что идея прав человека не просто соответствует христианскому учению, а уходит в него своими корнями. <...> В этих целях подвергается критике тезис об антихристианской сущности данной идеи. <...> Сторонники такого взгляда считают, что «естественный закон в его православной интерпретации» не предусматривает никаких прав, а только обязанности перед Богом. <...> Из этого делается вывод, что естественное право не содержит в себе никаких неотчуждаемых прав человека. <...> Автор, наоборот, утверждает со ссылками на Священное Писание и труды отцов Церкви, что Божьи заповеди — это не обязанности человека перед Богом, а условия, позволяющие ему приближаться ко все большему соответствию Его образу и подобию. <...> Их смысл состоит в том, что они в совокупности представляют формулу ценности человеческого достоинства. <...> А человеческое достоинство и есть основа прав человека. <...> Игнорирование этого момента во многом обусловливает аморальное расширение прав человека в современном мире. ключевые слова: юриспруденция, права человека, обязанности, человеческое достоинство, христианство, законодательство Моисея, ценности, мораль, моральные императивы, Декалог. <...> И звестно, что Русская Православная Церковь довольно напряженно относится к идее прав человека. <...> Но смысл прав человека — отнюдь не в «защите свободы выбора», а в защите от «государственной свободы», т.е. от произвола властей, от взгляда на человека как на средство для достижения неких государственных (общественных) © Краснов Михаил Александрович * Доктор юридических наук, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» [mkrasnov@hse.ru] 119017, Москва, ул. <...> 465 LEX RUSSICA Все права принадлежат МГЮА (Университет имени О.Е. Кутафина) www.msal.ru и © NOTA BENE (ООО «НБ-Медиа») www.nbpublish.com LEX RUSSICA целей, вне зависимости от того, благородны они или низменны (к тому <...>