Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 642920)
Контекстум
Антиплагиат Руконтекст

Дорошевич В. М.: Биобиблиографическая справка

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц3
ID4099
АннотацияОб авторе (Дорошевич Влас Михайлович).
Кому рекомендованоОб авторе
Дорошевич В. М.: Биобиблиографическая справка : Статья .— : [Б.и.], 1990 .— 3 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/4099 (дата обращения: 29.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ДОРОШЕВИЧ, Влас Михайлович [5(17). <...> Его мать А. И. Соколова, происходившая из богатого дворянского рода, выпускница Смольного института, ставшая впоследствии журналисткой и писательницей, порвала со своей средой, сойдясь с человеком "низкого" происхождения, сыном метранпажа московской типографии. <...> -- занимался мелкой литературной работой, вел богемный образ жизни, рано умер. <...> Когда Д. было всего несколько месяцев, его мать оказалась причастной к невыясненной политической истории; она бежала за границу, оставив ребенка в одном из городов Северо-Западного края. <...> Спустя десять лет возвратившаяся в Москву Соколова через суд добилась возвращения сына. <...> Положение "незаконнорожденного", ставшее драмой детства и юности Д., нашло отражение в ряде его фельетонов и очерков, посвященных детям ("О незаконных и законных, но несчастных детях", "Компетентное мнение", "Право отца"). <...> Идущее от собственного горького опыта обостренное внимание к положению ребенка, подростка, школьника образовало в публицистике Д. большой раздел, связанный с темами детской беспризорности, проституции, бездушного отношения к детям в гимназиях, казенщины школьного преподавания, стремившегося воспитать "маленьких чиновников" (произведения на эти темы составили первый том собрания сочинений -- "Семья и школа"). <...> В остроумной форме Д. высмеивал главное "направление" старой школы -- изгонять "самостоятельную критическую мысль" и утверждать "штампованную мысль обязательного и узаконенного образца" ("Русский язык"). <...> Живого, остроумного, не выносившего казенных порядков Д. не раз исключали из московских гимназий. <...> Уже в ранней юности мировоззрение Д. формировалось под воздействием русской демократической культуры (творчество И. С. Тургенева, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Ф. М. Достоевского, Н. А. Некрасова, "театр А. Н. Островского"), революционных веяний 70 гг. <...> Тогда же его захватила история Великой французской <...>
Дорошевич_В._М._Биобиблиографическая_справка.pdf
ДОРОШЕВИЧ, Влас Михайлович [5(17).I.1865, Москва -- 22.II.1922, Петроград] -- прозаик, публицист, театральный критик. Его мать А. И. Соколова, происходившая из богатого дворянского рода, выпускница Смольного института, ставшая впоследствии журналисткой и писательницей, порвала со своей средой, сойдясь с человеком "низкого" происхождения, сыном метранпажа московской типографии. Отец Д.-- С. Соколов -- занимался мелкой литературной работой, вел богемный образ жизни, рано умер. Когда Д. было всего несколько месяцев, его мать оказалась причастной к невыясненной политической истории; она бежала за границу, оставив ребенка в одном из городов Северо-Западного края. Д. усыновил коллежский секретарь М. И. Дорошевич. Спустя десять лет возвратившаяся в Москву Соколова через суд добилась возвращения сына. Положение "незаконнорожденного", ставшее драмой детства и юности Д., нашло отражение в ряде его фельетонов и очерков, посвященных детям ("О незаконных и законных, но несчастных детях", "Компетентное мнение", "Право отца"). Идущее от собственного горького опыта обостренное внимание к положению ребенка, подростка, школьника образовало в публицистике Д. большой раздел, связанный с темами детской беспризорности, проституции, бездушного отношения к детям в гимназиях, казенщины школьного преподавания, стремившегося воспитать "маленьких чиновников" (произведения на эти темы составили первый том собрания сочинений -- "Семья и школа"). В остроумной форме Д. высмеивал главное "направление" старой школы -- изгонять "самостоятельную критическую мысль" и утверждать "штампованную мысль обязательного и узаконенного образца" ("Русский язык"). Живого, остроумного, не выносившего казенных порядков Д. не раз исключали из московских гимназий. Шестнадцатилетним недоучившимся гимназистом Д. начал самостоятельную жизнь. Был землекопом, грузчиком, корректором, актером, давал уроки. Уже в ранней юности мировоззрение Д. формировалось под воздействием русской демократической культуры (творчество И. С. Тургенева, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Ф. М. Достоевского, Н. А. Некрасова, "театр А. Н. Островского"), революционных веяний 70 гг. Тогда же его захватила история Великой французской революции, интерес к которой он пронес через всю жизнь. Вместе с тем условия вынуждали Д. приспосабливаться к нравам полубульварного газетного быта 80 гг., толкали на переделки повестей Гоголя, которые он продавал неразборчивым издателям (см.: Сытин И. Д.:Жизнь для книги.--М., 1978.--С. 54--55). С 1881 г. Д. сотрудничает в газете "Московский листок" (юмористические сценки, репортерские заметки -- анонимно). Выступает как составитель юмористических сборников "Московская стрекоза" (М., 1883), "Погремушка" (М., 1885) и др. (под псевдонимом Веселый Москвич). Первая известная публикация (за подписью Дядя Влас) -- пародийный рассказ из театрального быта "Отомстила" в журнале "Волна" (1884.-- No 8). В этом же издании Д. начал вести (No 44) публицистическую рубрику "Дневник профана" (подражание "Запискам профана" Н. К. Михайловского), не получившую продолжения. С середины 80 гг. Д. постоянно сотрудничает в журналах "Будильник", "Развлечения" и др. юмористических изданиях, в которых выступает как автор различных "сценок", рассказов "с натуры", фельетонных обозрений ("Картинки общественной жизни" и др.), рисующих типы московской жизни. В этот период в его творчестве появляются мотивы социальной критики, зарождается индивидуальная творческая манера, на становлении которой сказалось увлечение раскованностью, хлесткостью стиля и мастерством каламбура французской журналистики (А. Рошфор, Ж. Клареси), отчасти влияние матери, выступавшей (под псевдонимом Синее Домино) с остроумными фельетонами на бытовые темы в московской печати. Громадным было воздействие Салтыкова-Щедрина, мотивы и образы произведений которого проходят через все творчество Д. Он считал Щедрина "великим и недосягаемым учителем русского журналиста" (Русское слово.-- 1907.-- No 99). Откровенное подражание щедринским "Письмам к тетеньке" очевидно в сатирическом цикле Д. "Письма к бабиньке" (Развлечение.-- 1899.-- No 27--55). В период сотрудничества в московских юмористических журналах Д. знакомится с Чеховым (был близок с ним до конца жизни писателя). Чехов восхищался умом, талантом зрелого Д., высоко ценил его принципиальность (см.: Поли. собр. соч. и писем: В 30 т.-- Письма.--Т. 10.-- С. 142). В 1889--1892 гг. Д. сотрудничает в московских газетах "Новости дня" и "Московский листок", ведет публицистические рубрики "Злобы дня" и "За день", ставшие традиционными в его последующей журналистской деятельности. Рост критических настроений особенно выразился в памфлете, посвященном подавлению рабочих волнений на Юзовских заводах (Московский листок.-- 1890.-- No 342). Нравы новых "хозяев жизни", купцов, буржуа он показывает в фельетонах и очерках, созданных на материале наблюдений на Нижегородской ярмарке, где редактировал филиал "Московского листка" -газету "Нижегородская почта" (см. положительный отзыв В. Г. Короленко-- Минувшие годы.-- 1908.-- No 8). Жаждущий большей творческой свободы, Д. в 1893 г. принимает приглашение стать фельетонистом "Одесского листка", крупной провинциальной газеты либерального направления. Однако первая же его публикация, направленная против городского головы (1893.-- No 248), вызывает такое
Стр.1