1] Психологическое противостояние и есть то главное, что пытается донести до читателя Иванов. <...> Все остальное с антураж, только подчеркивающий основную идею книги. <...> Но вряд ли Алексей Иванов понимал, что она вызовет такую дискуссию в обществе, не подготовленном к абстрагированному восприятию истории ради психологического портрета двух гигантов. <...> И фильм Павла Лунгина только усилил раскол между теми, кто пытается понять главную идею романа, и теми, кто видит в нем оболганную историю Отечества, специально приниженную и показанную жестокой и кровавой. <...> Общество в очередной раз оказалось не готово к философскому восприятию собственного прошлого, проецируя былые события на современную историю и ее нынешних ´героевª. <...> Тем не менее, не следует забывать, что это все-таки основа киносценария. <...> И вот тут-то и есть главная ошибка Иванова и Лунгина. <...> Они сделали книгу и фильм для внимательного и умного зрителя-читателя, который и собственную историю хорошо знает, и психологический аспект произведения воспринять готов. <...> Здесь нет политики и четкого посыла к читателю. <...> Кстати, абсолютно нет уверенности, что Алексей Иванов сам понимает, о чем написал. <...> Его мировосприятие и понимание настолько своеобразно и далеко от обыденности, что разобраться в нем подчас не способен и сам писатель. <...> Гиперболизация происходящего в эпоху позднего Ивана Грозного вызвала наибольшие споры у противников книги и фильма. <...> Вряд ли дело в том, что Иванов не знает исторических фактов. <...> Одновременный выход книги и фильма сразу 10 ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ ДЕКАБРЬ 2009 же поставил книгу в зависимость от экранных персонажей. <...> И мы уже не можем разделить образ Грозного, созданный Петром Мамоновым, с тем царем, которого придумал Иванов. <...> Что же тогда говорить о митрополите Филиппе? <...> Это последняя роль Олега Янковского, очень сильная роль великого актера. <...> Но если внимательно вчитываться в роман Иванова, то легко заметить: его Филипп абсолютно не похож на Филиппа, созданного <...>