АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И МЕТОДИКА ЕГО ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДИКАТЫ УСТНОГО И ПИСЬМЕННОГО ТЕКСТОВ КАК ИНСТРУМЕНТЫ АРГУМЕНТАЦИИ В АСПЕКТЕ НЛП В.М. <...> Шаклеин Кафедра русского языка и методики его преподавания Российского университета дружбы народов) ул. <...> Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия 117198 В статье рассматриваются предикаты устного и письменного текстов как инструмент аргументации с точки зрения НЛП. <...> Теория и практика аргументации является одной из важнейших составляющих актуального сегодня направления психолингвистических исследований — нейролингвистического программирования (НЛП) [3], в котором, в частности, изучаются различные реакции коммуникантов. <...> В этой области НЛП исследуется прежде всего непосредственное общение участников коммуникативного акта, использующих свои правила аргументации. <...> Каждый участник коммуникативного акта, как известно, является личностью социальной, стремящейся чаще всего в языковой форме аргументированно высказать свои мысли, убеждения, передать информацию, содержание которой он репрезентирует с помощью специальных слов — речевых предикатов [1]. <...> Значение термина «предикат» можно определить как название одного из главных членов предложения, обозначающего то, что говорится о предмете речи, представляющего собой как простое, так и составное сказуемое. <...> Общий смысл предиката совмещает грамматическое и лексическое значение. <...> Безусловно, предикат не любая информация о субъекте, а указание на его состояние, отношение к другим предметам. <...> Сенсорные (визуальные, аудиальные, кинестетические) речевые предикаты (глаголы, прилагательные, наречия) — это прежде всего слова, определяющие при5 Вестник РУДН, серия Русский и иностранные языки и методика их преподавания, 2013, № 1 надлежность выражаемой коммуникантом информации к конкретной сенсорной репрезентативной системе. <...> Несенсорные (внемодальные) речевые предикаты — это слова, которые менее точно <...>