ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА В ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Т.М. <...> Бабаев, Н.В. Каргина Кафедра психологии и педагогики Российский университет дружбы народов ул. <...> Актуальность проблемы определяется задачами оптимизации процесса «вхождения» вчерашнего школьника в систему высшего образования. <...> Отсутствие адаптации к новым учебным условиям неизбежно приводит к развитию негативных состояний у студентов, таких как стрессы, повышенная невротизация и высокая тревожность. <...> Человек, испытывающий состояние душевного равновесия, психологического комфорта, социально адаптированный, у которого не нарушены психические функции (мышление, внимание, память, восприятие, эмоции), — это психически здоровый человек. <...> Под влиянием многочисленных социальных, психогенных, психологических факторов такое равновесие может нарушиться. <...> Наиболее сильными внешними факторами, формирующими психическое состояние как отдельных индивидов, так и общества в целом, являются факторы социальные. <...> Исследование проблемы адаптации в конечном счете сводится к раскрытию той совокупности факторов, которые предопределяют сравнительно быструю, полную и устойчивую адаптивность, и тех предпосылок, которые выступают причиной неадаптивности. <...> Одним из таких факторов, имеющих наибольшее адаптивное значение, может служить наличие определенного уровня устойчивой частной тревожности, в какойлибо сфере (учебной, межличностной и т.д.) или общей тревожности, объекты которой свободно меняются в связи с изменением их значимости, настороженности, дискомфорта, без признаков угрозы, а только как сигнал приближения более выраженных тревожных явлений. <...> Понятие тревоги и тревожности давно вышло за пределы психиатрии и стало привычным в психологии, физиологии и этологии, что подчеркивает общебиологическую значимость этих понятий, объединяя различные их проявления у животных и человека <...>