ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ: СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД Э.Н. <...> Ленина, 49, Стерлитамак, Россия, 453103 В статье рассматриваются концептуальные основы синергетики как универсальной методологии в познании сущности образовательных феноменов. <...> Показаны особенности проектирования развивающей информационной образовательной среды в условиях современной школы, основанные на закономерностях синергетического подхода. <...> В настоящее время синергетика является универсальной методологической парадигмой, которая сформулирована в тех областях естественно-научного знания, где изучаются сложные системы, явления самоорганизации и эволюции сложных систем с опорой на принципы открытости, нелинейности, структурной гетерогенности. <...> Поскольку синергетика исследует универсальные законы развития, она может быть применена не только в сфере естественно-научного, но и гуманитарного знания, что сегодня является наиболее актуальной проблемой развития этой парадигмы. <...> Так, Е.Н. Князева и С.П. Курдюмов считают, что методология синергетики поможет принципиально изменить трактовку процесса образования: «Процедура обучения, способ связи обучаемого и обучающего, ученика и учителя — это не перекладывание знаний из одной головы в другую, не вещание, просвещение и преподнесение готовых истин. <...> Это нелинейная ситуация открытого диалога, прямой и обратной связи. <...> Это — ситуация пробуждения собственных сил обучающегося, инициирование его на один из собственных путей развития» [5. <...> По мнению В.Г. Буданова, методо107 Вестник РУДН, серия Психология и педагогика, 2014, № 1 логия синергетики поможет вернуться к фундаментальному образованию, дающему «.целостное видение природы, человека и общества в контексте междисциплинарного диалога. <...> Пригожин, Е.А. Солодова, Г. Хакен, В.А. Харитонова и др.) отмечают, что видение <...>