СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ФЕНОМЕНА САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА Е.Ю. <...> Автор рассматривает самореализацию человека с позиций системного подхода, что позволяет по-новому взглянуть на проблему самореализации и ее факторов. <...> Если понимать человека (субъекта) как существо свободное, то любая деятельность, которой он занят, — как образование, так и профессиональная деятельность — предполагает свободу выбора, например, учиться или не учиться, т.е. самореализовываться в учебной деятельности или нет, считать профессиональную деятельность своим призванием или нет. <...> Момент произвольности самоосуществления человека как проявление его сущностных свойств был доминирующей позицией исследователей школы С.Л. Рубинштейна [1; 4]. <...> В таком контексте проблема образования, профессиональной деятельности — это не только проблема содержания, но и проблема такой организации, которая обеспечивала бы субъектное осуществление индивидуальности человека, его сущностных свойств, определяя возможность их самостановления. <...> Л.С. Выготский считал, что предметом науки, в том числе и психологической, должно быть некое фундаментальное и однородное понятие, и предложил выделить предметом психологии «целостный психофизиологический процесс поведения». <...> Однако он не отождествлял физиологическое и психическое в человеке, предполагая, что эти процессы являются следствием более общего феномена. <...> «На деле существует психический процесс внутри сложного целого, внутри единого процесса поведения, и, если поставить вопрос об этом процессе в целом: какую функцию в приспособлении выполняют эти формы поведения» [7. <...> Психика понимается как некое качество «сложного целого», где целое понимается как поведение. <...> Следует отметить, что поведение связано с субъектом, или поведение существует как активность индивида. <...> Таким образом, психика как предмет психологической науки выступает как функция (качество) человека, как определенное свойство <...>