СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЭЛИТИЗИРУЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА* Н.Б. Карабущенко, Т.С. Пилишвили, Т.В. Чхиквадзе Кафедра психологии и педагогики Российский университет дружбы народов ул. <...> Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198 В работе обосновывается необходимость создания элитизирующей образовательной среды, анализируются такие равнозначные составляющие элитизирующей среды, как психодидактическая, воспитательная, пространственно-предметная, социальная, психофизиологическая, культурно-эстетическая, деятельностно-творческая, мировоззренческая. <...> Возросшее значение науки и подготовки профессиональных кадров в социально-экономическом и политическом развитии превратило интеллектуальный труд в важнейший ресурс и фактор устойчивого развития и безопасности любого государства. <...> Поэтому на современном этапе перед системой российского образования стоит серьезная проблема — обеспечить качество и высокую продуктивность учебно-воспитательной деятельности на всех этапах формирования личности и еe элитологической культуры. <...> Элитологическая культура — это интегральное качество (образование) личности, включающее культуру элито-ориентированного мышления, культуру чувств, коммуникативную и поведенческую культуру, ценностно-смысловую культуру, основанную на ответственности, личностной автономии, потребности в самореализации, самоактуализации, самосовершенствовании, обеспечивающую готовность к выполнению элито-ориентированной деятельности и решению проблем, возникающих в системе «человек — общество — природа» [2. <...> Следовательно, в вузах должна быть создана элитизирующая среда, которая представляет собой поле, в окружении которого находятся субъекты образовательного процесса. <...> Таким образом, в центр создаваемой среды мы помещаем личность, ориентированную на определенный тип профессиональной деятельности, обладающую способностями и потенциалом развития, стремящуюся достичь <...>