Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198 Изучение речи детей младшего дошкольного возраста занимает важное место для разработки методик обучения и подготовки к школе. <...> Существуют индивидуальные и гендерные различия в процессе овладения детьми речью. <...> Понимание лексических единиц, определение конкретных слов зависит от воспитания, окружающей среды, взаимодействия с родственниками внутри семьи. <...> В статье мы приводим данные исследования индивидуальных особенностей развития младших дошкольников. <...> Исследования в области онтогенеза речи [1; 3; 4; 6; 7] позволяют говорить о феномене психологических, гендерных и индивидуальных особенностей развития речи младших дошкольников. <...> Кроме того, в этой связи нам интересно формирование фонематического восприятия ребенка, становление лексико-семантической системы речи, появление первых слов и словотворчества, а также содержательные характеристики речи младших дошкольников [1; 2; 4; 8]. <...> В дошкольном детстве у детей развивается звуковая сторона речи, младшие дошкольники начинают понимать особенности своего произношения, они узнают неправильно произнесенные слова. <...> Заканчивается формирование фонематического восприятия в возрасте около 7 лет, когда ребенок становится школьником. <...> Здесь видны индивидуальные различия: у кого-то он больше, у кого-то — меньше. <...> Младший дошкольник творчески осваивает язык, улавливает значения слов, произносимых взрослыми, и пытается вставлять их в свою речь, а также придумывает собственные слова по законам грамматики родного языка. <...> С увеличением активного словаря и усвоения грамматических форм дошкольник переходит к контекстной речи, в ней содержание раскрывается в самом контексте и поэтому становится понятным слушателям независимо от знания или незнания обсуждаемой ситуации [2; 7]. <...> Очередность и скорость созревания разных психических функций у мальчиков и девочек разные. <...> Девочки обычно раньше начинают говорить, и все дальнейшее <...>