Аношкин Кафедра практической и коррекционной психологии Алтайская государственная академия образования ул. <...> Короленко, 53, Бийск, Алтайский край, Россия, 659333 Статья посвящена теоретической возможности и эмпирической проверке существования рефлексивной общительности как свойства личности. <...> В отечественной психологии рефлексивность рассматривается, с одной стороны, как позитивный феномен; рефлексивность — возможность занять в собственной жизни активную позицию, словами С.Л. Рубинштейна, «второй способ существования» человека, который «приостанавливает непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за ее пределы» и «как выход из полной поглощенности непосредственным процессом жизни для выработки соответствующего отношения к ней, занятия позиции над ней, вне ее для суждения о ней» — путь к развитию нравственности человека [12. <...> С другой стороны, зачастую рефлексивность выступает как негативный феномен. <...> Так, эмпирические исследования [3; 8] подтверждают связь рефлексивности с депрессией, тревожностью, «психическим выгоранием» личности. <...> Противоречия в понимании рефлексивности, как отмечают Д.А. Леонтьев, Е.М. Лаптева и др. <...> [9], связаны с тем, что целостное понятие «рефлексивность» используется для определения различных феноменов. <...> Вышеуказанные авторы рассматривают человека в континууме: «арефлексия» (как полное сосредоточение на внешнем объекте деятельности, «первый способ существования» человека, по Рубинштейну) и — другой полюс — рефлексивность, которая проявляется в интроспекции (самокопании); системной рефлексии (позитивном взгляде на себя и окружающую жизнь со стороны); квазирефлексии (сосредоточенность индивида на собственных фантазиях, не предполагающая практического решения жизненных проблем). <...> Таким образом, рефлексия как целостное образование преломляется в позитивном и негативном феноменологическом спектре. <...> Так или иначе, человек существо амбивалентное, неудивительно <...>