ПРОБЛЕМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЕГО СВЯЗЕЙ С ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ О.В. <...> Яглова Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов ул. <...> Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198 В статье рассматриваются различные подходы к определению и изучению эмоционального интеллекта, приведены основные направления критики конструкта, обоснована актуальность проведения дополнительных исследований эмоционального интеллекта в контексте профессиональной деятельности. <...> Несмотря на то, что когнитивные способности играют большую роль в достижении эффективности деятельности, исследователи интеллекта постепенно пришли к выводу, что сам конструкт намного шире когнитивных и технических способностей, измеряемых традиционными методами (количественные тесты на определение коэффициента интеллекта (IQ)) [21]. <...> Был сделан вывод о том, что роль академического интеллекта как основания жизненной успешности слишком преувеличена. <...> Так, Гарднер [11] утверждает, что высокие когнитивные способности оказывают влияние лишь на 20% факторов, характеризующих жизненную успешность. <...> Что касается успешности в профессиональной деятельности, то справедливо мнение о том, что стандартные тесты IQ не способны объяснить все различия высокопродуктивных и успешных в профессиональной деятельности индивидуумов и их менее успешных коллег [12]. <...> Таких образом, имеет место предположение, что именно высокие показатели эмоционального интеллекта способны предсказать результативность профессиональной деятельности, выражающуюся в улучшении рабочих показателей, благоприятном рабочем микроклимате, возрастающей производительности труда, а также карьерном росте. <...> Необходимо признать роль соответствующих эмоциональных навыков и знаний в профессиональной деятельности и развития их в организациях, учитывая всевозможные барьеры, как то: внутриличностные <...>