АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ АКТИВНОСТЬ В СТРУКТУРЕ ДУХОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ РУДН* А.В. Иващенко, Т.В. Чхиквадзе Кафедра психологии и педагогики Российский университет дружбы народов ул. <...> Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198 В статье рассматриваются особенности проявления компонентов духовности и роль активности в структуре духовности юношей и девушек, обучающихся в РУДН. <...> В условиях глобальных социально-политических изменений современное общество все чаще обращается к проблеме духовности личности и активности реализации морально-нравственной позиции личности в жизнедеятельности. <...> Духовность стала рассматриваться не только как предмет философского и религиозного размышления, но также как важнейший психологический ресурс личности, обеспечивающий становление активной, свободной, творческой и просоциально направленной личности. <...> Мы рассматриваем духовность как собственно человеческий способ отражения мира, представляющий собой высший уровень развития личности и регулируемый высшими человеческими ценностями [6. <...> Развитие духовности личности ведет к самоопределению себя на уровне субъекта и характеризуется доминированием потребности познания и альтруизма и проявляется в актуализации психофизических ресурсов для оказания помощи себе и другим людям [2; 5]. <...> Выделена специфика проявлений духовности в различных сферах взаимоотношений человека: с самим собой (самоактуализация, самопознание, саморегуляция, смысл жизни, развитие собственных способностей, творческая реализация и т.д.), с другими людьми и обществом (альтруизм, эмпатия, толерантность, ответственность, терпимость, ценностная структура, внимательность к другим и т.д.), с окружающим миром (познание, «достижение истины», чувство прекрасного или эстетика, экологическое сознание и т.д.) <...> 5 Вестник РУДН, серия Психология и педагогика, 2013, № 1 Следует отметить, что реализация духовности в этих сферах возможна только при включении <...>