С. Г. Домашнев
Из статьи "О стихотворстве"
Западов В. А. Русская литература XVIII века, 1770-1775. Хрестоматия
М., "Просвещение", 1979.
OCR Бычков М. Н.
Если доходить до самого начала стихотворства, то, кажется мне, не можно в том сумневаться, что
оно родилось вместе с словом, следственно, так древно, как и мир. Рассмотри подробно его
происхождение, ясно видеть можно, что оно основано на естестве человеческом. Прежде одно только
восклицание было изображение человеческого сердца, приведенного в восхищение и объятого радостию и
удивлением. Человек, взирая на представляющийся очам его вид, един достойный всей нашей любви и
един могущий сделать нас совершенно счастливыми, и беспрестанно упражняйся тем, что было для него
источником веселия, славы и удовольствия, был побужден природою прославлять благодействующее
величество и, не возмогши заключить в себе сии чувствования, употребил помощь голоса. Но и голос,
мнилось ему, не мог довольно изобразить оных,-- он подкреплял и награждал слабость оного звуком
музыкальных орудий, как-то: кимвалов, свирелей и проч., которые чрез осязание рук и различным
напряжением духа производили шум,-- и старался, чтоб оные как можно ближе соответствовали
волнующим его восхищениям.
Когда сии темные ж беспорядочные звуки сделались ясны и друг от друга отличны, то люди
старались тогда различать нежное с грубым, печальное с веселым, ужасное с приятным, высокое с низким
-- и тем произвели чистые понятия о чувствованиях, которыми душа была поражена. Тогда она презрела
простой и народный язык. Обыкновенный и дружественный слог казался ей низким. Она стремилась к
великому и важному, чтоб тем несколько достигнуть величества и красоты пленяющего ее вида. Она
изыскивала благороднейшие изречения и мысли. Она собирала чувствительнейшие уподобления,
умножала сравнения и употребляла живейшие изображения. Она проницала во всю природу, исчерпала из
оной все сокровища, чтоб изъяснить то, что она чувствует, и подать о том великое мнение. Всякий
рассудить может, не свойственно ли человеку угождать сердцу? не чувствительно ли увеселять разум,
увеселяя в самое то время свои чувства? не приятно ли пребывать в толь сладком восхищении, которое
представляет вам зрелище всея природы н, поражая слух, отвлекает к нему все наши чувства? Сколь
прелестно, когда все изображения представляются нашим глазам так, как бы описываемые вещи были
действительно перед нами!
Остроумный писатель владеет умом и сердцем читателей, изображая колеблющееся море, ревущие
волны, бурные ветры, сокрушение кораблей, страх плавателей, неприступные горы, непроходимые
стремнины, поля, багреющие кровию, треск оружия, радостные восклицания, жалостный вопль, плеск и
рыдание, разрушение городов, крик победителей, стон побежденных, свирепство и наглость воинов,
робость и уныние пленных, отчаяние жителей и проч. или в описании красоты естества представляя
стремящиеся с гор источники, зеленеющие луга, приятные рощи, прохладную тень, пение птиц,
положение холмов и долин, благоухание цветов, шум ручьев, голос свирели и проч. Искусное перо одним
описанием делает нас зрителями ужасных и приятных, плачевных и веселых, жалостных и
увеселительных позорищ и возбуждает в нас самые те страсти, кои бы мы могли чувствовать тогда, если б
видели их в самой вещи.
Стихотворство, располагая слова по согласию и приятной стройности уха, говорит больше
воображению, нежели чувствам, и жаром, движением и живостпю, которое оно употребляет в
изображении предметов, составляющих вселенную, кажется, больше их одушевляет, нежели описывает.
Стихотворец же тем нежнее и приятнее бывает, чем ближе к натуре подходит.
Вот на чем стихотворство имеет первое свое основание! Восхищение, изобильность изобретения,
благородность чувств и мыслей, быстрота воображения, великолепие и пышность слов, красота,
приятность, чистота, ясность, живость и нежность изображений издревле были качества хороших
стихотворцев.
Правда, что есть хорошие и худые стихотворцы и что бывают так же и в прекрасном сочинении
слабые стороны. Посему необходимо надлежит делать справедливое рассуждение и рассматривать по
правилам истины и просвещенного вкуса сочинения самых славных людей. Гомер сколь ни был велик в
своем роде, но может ли кто-нибудь о нем сказать, чтоб совсем не имел он погрешностей? Правила,
Стр.1