Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Филологический класс  / №2 2016

НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРАДИЦИОНАЛИЗМА В ЛИТЕРАТУРЕ (125,00 руб.)

0   0
Первый авторМарков
Страниц2
ID408438
АннотацияСлово «традиционализм» может употребляться мых важных собственных воспоминаний, когда сильв различных значениях: аксиологическом, обозначая ной эмоции отвечает и сильная словесная работа приоритет традиционных ценностей и установок над (статьи Е. Шевчуговой, Я. Солдаткиной о специфике инновациями, эстетическом, обозначая разработку поколенческой памяти как коллективного переживатрадиции и принятие из традиции инструментов для ния самой речевой стихии). Другой способ преодолеэтой разработки, и наконец, методологическом, обо- ния утопии представлен в прозе, постоянно создаюзначая на этот раз понимание традиции как самой щей свои места памяти (статьи Н. Хрящевой, общей рамки для интерпретации художественных С. Горбенко о разных формах пересоздания образа явлений. Различаются эти понимания не только ис- сельской жизни как жизни интенсивного типа). Наследовательскими приоритетами, но и самим хрон- конец, исследуется переизобретение традиции в устопом, самим качеством временной длительности, в ловиях тоталитарного государства как того, что которой существует исследователь. Для аксиологии структурно не вписывается в утопию, хотя и иногда достаточно брать сколь угодно малые временные служит ей (статья Т. Кругловой о границах соцреаотрезки, для эстетики желательно понимать, сколь лизма). В этом же разделе есть важные статьи о по-разному можно чувствовать длительность време- Н. Клюеве (А. Казаркин) и Б. Чичибабине (Б. Егоров). ни, тогда как методология требует существования в В первом случае мы видим, как традиционализм окапросторе большого времени. Именно такой путь от зывается логическим продолжением рациональной аксиологии через эстетику к методологии очевиден критики стилизаций, во втором — как соединение в коллективном труде, многие методологические консервативной поэтики с новыми эстетическими принципы которого продолжают предыдущий вы- идеями позволяет взглянуть со стороны на авангардпуск серии [Сибирская идентичность 2015]. Это ный советский проект, вычленив в нем разные формы позволяет продуктивно преодолеть противопостав- переживания времени и перемен. Наконец, статья ление между традиционализмом, понимаемым как Н. Пращерук посвящена новейшей консервативной предпочтение устойчивых культурных кодов и прозе, отражающей трансформацию идеалов русской культурных архетипов [Большакова 2000: 8–14] и жизни, в которой классикализация «русскости» оканеотрадиционализмом, толкуемым как восстановле- зывается и главным способом переформатирования ние эстетической гармонии с учетом предшествую- хронтопов большой прозы. щего опыта рефлексии, разочарований и катастроф Во втором разделе изучение хронотопов, моти[Cкляров 2014: 9–10]. вов и художественных решений подчинено общей Первый раздел труда посвящен по преимущест- задаче понимания традиционализма одновременно ву традиционалистской топологии. Топосы традици- как выстраивания моделей для литературных решеонной прозы оказываются часто топосами в букваль- ний и критики моделей, которые могут быть подном смысле, указанием на те места, которые особо вергнуты суду традиции. Суждения традиции и суд дороги или особо важны. При этом данные топосы, традиции разграничиваются в рамках жанровых заместа — это не места ностальгии: наоборот, носталь- конов анализируемых произведений: различий в погия у традиционалиста всегда должна перебиваться строении суждений о жизни и о литературе в больтрадицией как проектом, как направленным в буду- шой, средней и малой прозе. Главными героями этого щее переживанием одних и тех же «родных» мест. раздела стали В. Астафьев и В. Распутин. Хронотопы Такой традиционализм рискует стать утопическим и традиционной прозы рассматриваются как соедипроективным, и авторы раздела выясняют, что отде- няющие реальное и воображаемое, причем так, что ляет традиционалистскую систему переживаний от это соединение влияет на выбор формы прозы утопической эмоции.
Марков, А.В. НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРАДИЦИОНАЛИЗМА В ЛИТЕРАТУРЕ / А.В. Марков // Филологический класс .— 2016 .— №2 .— С. 102-103 .— URL: https://rucont.ru/efd/408438 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

102 УДК 821.161.1(049.32) ББК Ш33(2Рос=Рус)-021 А. В. Марков Москва, Россия НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРАДИЦИОНАЛИЗМА В ЛИТЕРАТУРЕ (Русский традиционализм: история, идеология, поэтика, литературная рефлексия. <...> Moscow: Flinta & Nauka Publishing, 2016) Слово «традиционализм» может употребляться в различных значениях: аксиологическом, обозначая приоритет традиционных ценностей и установок над инновациями, эстетическом, обозначая разработку традиции и принятие из традиции инструментов для этой разработки, и наконец, методологическом, обозначая на этот раз понимание традиции как самой общей рамки для интерпретации художественных явлений. <...> Различаются эти понимания не только исследовательскими приоритетами, но и самим хронтопом, самим качеством временной длительности, в которой существует исследователь. <...> Для аксиологии достаточно брать сколь угодно малые временные отрезки, для эстетики желательно понимать, сколь по-разному можно чувствовать длительность времени, тогда как методология требует существования в просторе большого времени. <...> Именно такой путь от аксиологии через эстетику к методологии очевиден в коллективном труде, многие методологические принципы которого продолжают предыдущий выпуск серии [Сибирская идентичность 2015]. <...> Это позволяет продуктивно преодолеть противопоставление между традиционализмом, понимаемым как предпочтение устойчивых культурных кодов и культурных архетипов [Большакова 2000: 8–14] и неотрадиционализмом, толкуемым как восстановление эстетической гармонии с учетом предшествующего опыта рефлексии, разочарований и катастроф [Cкляров 2014: 9–10]. <...> Первый раздел труда посвящен по преимуществу традиционалистской топологии. <...> Топосы традиционной прозы оказываются часто топосами в буквальном смысле, указанием на те места, которые особо дороги или особо важны. <...> При этом данные топосы, места — это не места ностальгии: наоборот, ностальгия у традиционалиста всегда должна перебиваться традицией <...>