Региональная экономика: теория и практика ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print) МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ КЛАСТЕРОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА Степан Петрович ЗЕМЦОВa,● , Денис Вячеславович БУКОВb a кандидат географических наук, старший научный сотрудник Института прикладных экономических исследований, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Российская Федерация zemtsov@ranepa.ru b аспирант кафедры экономической теории, Институт экономической политики им. <...> Е.Т. Гайдара, Москва, Российская Федерация bukov.denis@mail.ru ● Ответственный автор История статьи: Принята 02.07.2015 Принята в доработанном виде 01.10.2015 Одобрена 19.10.2015 УДК 332.12 JEL: R12 Ключевые слова: инновации, инвестиции, интеграционный показатель, ресурсное обеспечение, потенциал Аннотация Тема. <...> Исследование посвящено методам и процедурам выявления и изучения кластеров малого и среднего бизнеса. <...> Определено, что каждому этапу развития кластера соответствуют свои методы выявления и исследования. <...> При этом наиболее распространенными методиками являются применение индексов локализации экономической деятельности (Эллисон-Глейзера, Дюрантона-Овермана и т.д.), расчет коэффициента локализации, балансовые методы, методы сетевого анализа и социологические методы. <...> Рассмотрен современный опыт выделения инновационных кластеров в Российской Федерации. <...> Предложен модифицированный метод расчета коэффициента локализации, апробированный на примере автомобильной промышленности. <...> Определение понятия «кластер» и методики его выявления и анализа в значительной мере обусловливаются уровнем развития исследуемых кластеров и целями исследователя. <...> Минимальным условием изучения кластера является высокая концентрация отдельного вида деятельности на ограниченной территории. <...> Однако справедливее представить следующую дефиницию для максимально развитого кластера – группу взаимодействующих фирм, сконцентрированных <...>