Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Региональная экономика: теория и практика  / №3 2016

МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ КЛАСТЕРОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА (180,00 руб.)

0   0
Первый авторЗемцов Степан Петрович
АвторыБуков Денис
Страниц14
ID408040
АннотацияТема. Исследование посвящено методам и процедурам выявления и изучения кластеров малого и среднего бизнеса. Цели. Обобщение международного и отечественного опыта выявления и изучения кластеров малого и среднего бизнеса. Методология. В работе использованы сравнительно-описательный и системноаналитический методы исследования, основными из которых были обобщение, сопоставление и систематизация. Результаты. Обобщены существующие теоретические подходы к изучению кластеров. Представлена классификация кластеров по уровню развития и соответствующая классификация методов их выявления. Определено, что каждому этапу развития кластера соответствуют свои методы выявления и исследования. При этом наиболее распространенными методиками являются применение индексов локализации экономической деятельности (Эллисон-Глейзера, Дюрантона-Овермана и т.д.), расчет коэффициента локализации, балансовые методы, методы сетевого анализа и социологические методы. Рассмотрен современный опыт выделения инновационных кластеров в Российской Федерации. Предложен модифицированный метод расчета коэффициента локализации, апробированный на примере автомобильной промышленности. Выводы. Определение понятия «кластер» и методики его выявления и анализа в значительной мере обусловливаются уровнем развития исследуемых кластеров и целями исследователя. Минимальным условием изучения кластера является высокая концентрация отдельного вида деятельности на ограниченной территории. Однако справедливее представить следующую дефиницию для максимально развитого кластера – группу взаимодействующих фирм, сконцентрированных на одной территории, одной или нескольких технологически взаимосвязанных отраслей в рамках единого научно-производственного комплекса со структурой управления, образующих систему с высокой эффективностью. Данному определению не соответствует около 95% всех изучаемых в научных источниках кластеров. Разработанная авторами классификация кластеров и методов их выявления в будущем станет основой для разработки новой методологии.
УДК332.12
Земцов, С.П. МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ КЛАСТЕРОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА / С.П. Земцов, Денис Буков // Региональная экономика: теория и практика .— 2016 .— №3 .— С. 106-119 .— URL: https://rucont.ru/efd/408040 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Региональная экономика: теория и практика ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print) МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ КЛАСТЕРОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА Степан Петрович ЗЕМЦОВa,● , Денис Вячеславович БУКОВb a кандидат географических наук, старший научный сотрудник Института прикладных экономических исследований, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Российская Федерация zemtsov@ranepa.ru b аспирант кафедры экономической теории, Институт экономической политики им. <...> Е.Т. Гайдара, Москва, Российская Федерация bukov.denis@mail.ru ● Ответственный автор История статьи: Принята 02.07.2015 Принята в доработанном виде 01.10.2015 Одобрена 19.10.2015 УДК 332.12 JEL: R12 Ключевые слова: инновации, инвестиции, интеграционный показатель, ресурсное обеспечение, потенциал Аннотация Тема. <...> Исследование посвящено методам и процедурам выявления и изучения кластеров малого и среднего бизнеса. <...> Определено, что каждому этапу развития кластера соответствуют свои методы выявления и исследования. <...> При этом наиболее распространенными методиками являются применение индексов локализации экономической деятельности (Эллисон-Глейзера, Дюрантона-Овермана и т.д.), расчет коэффициента локализации, балансовые методы, методы сетевого анализа и социологические методы. <...> Рассмотрен современный опыт выделения инновационных кластеров в Российской Федерации. <...> Предложен модифицированный метод расчета коэффициента локализации, апробированный на примере автомобильной промышленности. <...> Определение понятия «кластер» и методики его выявления и анализа в значительной мере обусловливаются уровнем развития исследуемых кластеров и целями исследователя. <...> Минимальным условием изучения кластера является высокая концентрация отдельного вида деятельности на ограниченной территории. <...> Однако справедливее представить следующую дефиницию для максимально развитого кластера – группу взаимодействующих фирм, сконцентрированных <...>