ГУБАНОВ, Н. Н. ГУБАНОВ МЕНТАЛИТЕТ В СИСТЕМЕ ДВИЖУЩИХ СИЛ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Обоснована необходимость использования в социологии истории понятия менталитета, показаны его дополнительные эвристические возможности по сравнению с традиционными категориями, касающимися духовной жизни, а также особенности изучения менталитета в сравнении с изучением общественного сознания. <...> В последнее время ряд исследователей развивают полидетерминистические представления о функционировании и развитии социума. <...> Предполагается, что данная идея может быть плодотворной с принятием следующих установок: «а) сама многофакторность понимается системным образом и б) вес различных факторов в целом неодинаков» (Лебедев, Лазарев 2005: 98). <...> На наш взгляд, хотя развитие социума действительно детерминируется многими факторами, главный из них – изменения в менталитете индивидов и социальных групп. <...> Акцент на духовно-психологических детерминантах развития общества мы называем социокультурной гипотезой. <...> Категория менталитета (ментальности) в отечественном обществознании советского периода не использовалась. <...> Познавательный характер и регулирующие функции духовного мира индивидуального и коллективного субъекта описывались с помощью категорий индивидуального, группового, общественного, массового сознания, идеального, субъективной реальности, общественной психологии, общественного настроения, идеологии или мировоззрения. <...> Между тем категория менталитета обладает дополнительными эвристическими возможностями. <...> Она, во-первых, служит Историческая психология и социология истории 2/2014 149–163 15 Историческая психология и социология истории 2/2014 0 интегральной характеристикой уникальности духовного мира субъекта, во-вторых, способствует пониманию специфического типа восприятия мира субъектом и, в-третьих, объясняет особый способ его поведения и деятельности. <...> Некоторые авторы выделяют менталистику как направление <...>