Региональная экономика: теория и практика ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print) Ольга Васильевна МАЗУРОВА кандидат технических наук, старший научный сотрудник отдела взаимосвязей энергетики и экономики, Институт систем энергетики им. <...> Л.А. Мелентьева Сибирского отделения РАН, Иркутск, Российская Федерация ol.mazurova@yandex.ru История статьи: Принята 20.05.2015 Принята в доработанном виде 22.06.2015 Одобрена 30.06.2015 УДК 338:620.9 JEL: Q41, Q42, Q47, R41 Ключевые слова: энергоресурсы, регион, топливо, цены, конкурентоспособность Введение* Около 70% нефтепродуктов в мире потребляется автомобильным транспортом. <...> Статья посвящена прогнозным исследованиям зависимости спроса и цен на автомобильное топливо в регионе с учетом сравнительной эффективности использования традиционного и альтернативного моторного топлива и возрастающей неопределенности исходных данных (динамики изменения цен на топливо, возможных ограничений на поставку топлива в регион, параметров изменения технологий автомобильного транспорта, условий будущего развития региона и др.) <...> Оценка эффективности спроса на моторное топливо в регионе в зависимости от изменения цен на топливо, конкуренции энергоносителей, изменения технологий автомобильного транспорта, доли альтернативного топлива на региональном рынке, фактора неопределенности исходных данных, региональных особенностей. <...> Использован метод Монте-Карло, основанный на совмещении оценки ценовой эластичности спроса на энергоносители с оптимизацией энерго- и топливоснабжения региона. <...> При этом эластичность определяется отдельно для разных групп потребителей (для грузового автотранспорта) рассматриваемого региона с учетом так называемого «потребительского эффекта» – влияния вида и качества топлива на технико-экономические показатели потребителей. <...> Особенности этого подхода позволяют задавать перспективные технико-экономические, ценовые и др. исходные показатели в виде интервалов их возможных значений <...>