МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОСТРАНСТВА ЕС И СНГ Г.А. <...> Краснова, Е.А. Полушкина Центр экономики непрерывного образования Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Проспект Вернадского, 82, Москва, Россия,119571 Статья посвящена межгосударственным образовательным пространствам ЕС и СНГ: описаны механизмы их создания и выделены их основные характеристики. <...> Россия являлась в разное время участницей всех перечисленных образовательных пространств. <...> С учетом того, что гуманитарное сотрудничество в области образования имеет экономические последствия, измеряемые в конкретных показателях, в статье проанализированы емкости рынка труда высококвалифицированных кадров (трудовая мобильность) и образовательного рынка (академическая мобильность) стран — участниц межгосударственных альянсов. <...> Авторами сделан вывод о нарастании тенденции регионализации образования, о чем свидетельствуют прежде всего возрастающие потоки региональной академической и трудовой мобильности. <...> Для России, впервые стоящей перед проблемой сокращения трудоспособного населения, участие в межгосударственных образовательных альянсах может принести дополнительные дивиденды, если решение этой проблемы пойдет по пути увеличения трудовой и учебной миграции из стран — участниц СНГ. <...> Ключевые слова: межгосударственное образовательное пространство, образовательные альянсы, трудовая миграция, академическая мобильность, иностранные студенты, миграция Процессы региональной интеграции образовательных систем в качестве детерминирующего основания имеют процессы регионализации мировой экономики. <...> Различают следующие структурные составляющие межгосударственной экономической интеграции: «международное разделение труда; миграция финансовых и производственных ресурсов; международная миграция рабочей силы; либерализация торговых режимов между государствами-участниками <...>