И.Н. Ульянова Площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, 4, Ульяновск, Россия, 432700 В статье определяется понятие информационной емкости как критерия оценки сложности задачи. <...> Ключевые слова: информатика, сложность задачи, информационная емкость задачи, информационная модель процесса решения задачи. <...> Обычно, когда описывают процесс решения задач и действия по управлению этими процессами, используют такие понятия, как «трудность», «сложность», «проблемность», «информационная емкость» и др. <...> Толчком к развитию понятий сложности и трудности послужило развитие кибернетики. <...> Проблемой сложности и трудности занимались В.М. Глушков, Ю.А. Шрейдер [5] и др. <...> По мнению многих исследователей, сложность — это мера структуры, а трудность — мера труда. <...> Такими показателями могут быть, например, количество слов, строк, символов в тексте, число элементарных и составных управляющих структур и конструкций, наличие иерархии многоуровневой природы и т.д. <...> Понятие трудности обычно характеризуют через психофизические усилия человека, его эмоциональные, энергетические и временные затраты по достижению поставленных целей. <...> Однако в современной дидактике возрастает интерес к объективным, количественным характеристикам сложности и возникает необходимость в разработке критериев оценки количественных и качественных параметров задач, ведь наука, как говорил Д.И. Менделеев, начинается там, где начинают измерять. <...> Естественно, речь не идет о противопоставлении количественной оценки качественной, так как и в том, и в другом случае учитываются одни и те же свойства, которые в количественных оценках выступают в числовом измерении. <...> Для поддержания параметров развития на адекватном уровне необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся и выбирать степень сложности задач в соответствии с динамикой их продвижения в обучении, а в диагностические задания следует закладывать оптимальный уровень сложности. <...> 32 Лукина <...>