ТЕЗАУРУС КАК ОСНОВА КОММУНИКАЦИИ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО ИНФОРМАТИКЕ Л.А. <...> И.Н. Ульянова Площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, 4, Ульяновск, Россия, 432700 В статье определяется понятие коммуникации, рассматриваются особенности коммуникации при решении задач, описывается роль специфического и логического субтезаурусов в установлении коммуникации в процессе решения задач между субъектом и задачей. <...> В основном коммуникация понимается как процесс общения, и исходя из этого обучение считается частным случаем социальной коммуникации. <...> В ходе коммуникации важен язык и циркулирующая в этом процессе информация. <...> Процесс решения задач можно понимать как процесс перевода информации, содержащейся в задаче, на язык мышления ученика. <...> В процессе перевода информация может искажаться, у ученика могут отсутствовать данные для установления смысла высказываний, у него может не хватать умений для проникновения в структуру сообщения (в нашем случае, это текст задачи), а может просто преобладать негативное эмоциональное состояние, накопленное безуспешным предыдущим опытом в решении задач, неудачная или удачная внешняя среда тоже оказывает свое влияние на коммуникацию. <...> Шафера и др. о том, что коммуникация — это процесс, при котором один участник высказывает мысль, а другой слушает это высказывание и понимает его. <...> Процесс решения задач — это частный случай обучения, включающий общение между учителем и учащимся, учащимся и компьютером, учащимся и учебником и т.п. <...> С этой целью рассмотрим подробнее способ выбора оснований для принятия решения о том или ином выводе в ходе решения задачи, так как взаимопонимание между участниками коммуникации основано на особенностях языка, мыслительной деятельности, программных продуктов, других средств обучения и т.п. <...> Результаты психологических экспериментов показали, что мышление человека не происходит путем перебора альтернатив, как это свойственно машинам; необходимо <...>