Кафедра нефтепромысловой геологии, горного и нефтегазового дела Инженерный факультет Российский университет дружбы народов ул. <...> Орджоникидзе, 3, Москва, Россия, 115419 В статье представлены перспективы такого приоритетного направления развития мирового научного и технологического сообщества, как применение промышленных нанотехнологий. <...> Авторами проанализированы национальные программы развития нанотехнологий в различных странах. <...> Наблюдаемый в настоящее время практически повсеместный переход к широкому применению промышленных нанотехнологий является одним из важнейших направлений эффективного мирового научного и технологического развития. <...> В частности, если в 2000 г. мировой рынок нанопродукции оценивался в 2,6 млрд долл. <...> США, то уже в 2009 г. объемы продаж разнообразных продуктов нанотехнологий составили уже 11,67 млрд долл., а в 2014 г. они достигли значения более 25 млрд долл. <...> . По прогнозам аналитиков BCC Research, в 2015 г. этот показатель достигнет величины 26 млрд долл. (с ежегодными темпами роста в 11,1%) [10]. <...> По прогнозу Национального фонда науки США, к 2015 г. годовой оборот рынка продуктов и услуг наноиндустрии достигнет значения 1 трлн долл. <...> В 2009 г. самым крупным сегментом рынка нанотехнологий стала продажа наноматериалов — их вклад составил 9,027 млрд долл. <...> К 2015 г. объем продаж наноматериалов достигнет значения 19,6 млрд долл. (с ежегодными темпами роста в 14,7%) [10]. <...> В процентном соотношении облик такого рынка прогнозируется следующим образом (табл. <...> Таблица 1 Соотношение различных сегментов рынка наноиндустрии [1] Направления наноиндустрии Наноэлектроника Наноматериалы Нанобиотехнологии Полимеры Наноэлектрохимия Нанооптика Доли рынка, % 40—45 30—35 9—14 8—12 3—5 2—4 129 Вестник РУДН, серия Инженерные исследования, 2015, № 1 В дальнейшем наиболее быстрорастущим сегментом рынка наноиндустрии станут различные наноустройства [10]. <...> Так, если в 2009 г. объем продаж наноустройств составил всего 31 млн долл., то впоследствии их продажи <...>