46 ГОТОВИМСЯ К УРОКУ УДК 372.882.161.1:371.32 ББК Ч426.839(=411.2)-270 А. Г. Овчинников Екатеринбург, Россия ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ПОЭМЫ М.Ю. <...> В статье рассматривается один из способов создания проблемной ситуации на уроках литературы — творческий учебный проект; в качестве примера такого проекта приводится описание работы по творчеству М. Ю. Лермонтова «Мифопоэтические образы стихий в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри». <...> В статье показывается структура проекта: выдвижение гипотезы, проверка гипотезы и получение нового знания, поиск способа решения проблемы, проверка решения. <...> В ходе предварительного этапа работы анализируется необходимая литература, уясняются важные для работы концепты художественного мира романтиков, которые должны быть задействованы в исследовательской работе, затем предлагаются задачи, которые должны быть решены в ходе поисковой деятельности. <...> Помимо анализа подходов для создания данного проекта, в статье рассматриваются результаты проведенной работы: анализируются отрывки некоторых наиболее интересных творческих работ учащихся, выявляются обобщающие наиболее значимые характеристики этих работ. <...> Одним из способов создания условий для самореализации личности ученика в процессе обучения в рамках школьной программы является проблемный подход. <...> Под проблемным подходом в обучении специалисты в области обучения и образования понимают такую организацию учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладении знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей (способов умственных действий) [Зуева 2007: 37]. <...> На практике это нередко приводит к тому, что они оказываются неспособны решить задание с видоизмененным <...>