КОНТЕКСТ УДК 7.067 ББК 85.71 Р.С. ОСМИНКИН ПАРТИЦИПАТОРНОЕ ИСКУССТВО: ОТ «ЭСТЕТИКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ» К ПОСТПАРТИЦИПАТОРНОМУ ИСКУССТВУ Роман Сергеевич Осминкин, Российский институт истории искусств, сектор социологии искусства, аспирант e-mail: osminkin@gmail.com Исаакиевская пл., д. <...> Утрата социалистической альтернативы развития общества, гегемония неолиберализма и концепции «конца истории», возникшие в последнее десятилетие ХХ в., создали запрос на социальный поворот в искусстве и обозначили распространение «социально ангажированного искусства». <...> Подробно рассматриваются два подхода к искусству — «эстетика взаимодействия» французского теоретика искусства Николя Буррио (Bourriaud Nicolas) и «партиципаторное искусство» американской исследовательницы Клер Бишоп (Claire Bishop), так или иначе воспринявшие социальный поворот и стремящиеся художественными средствами восполнить недостающие социальные связи и непосредственно участвовать в общественных изменениях. <...> Осуществлена 132 /КОНТЕКСТ / Ключевые слова: партиципаторное искусство, эстетика взаимодействия, социально ангажированное искусство, делегированный перформанс, постпартиципаторное искусство. <...> Партиципаторное искусство: от «эстетики взаимодействия» к постпартиципаторному искусству // Обсерватория культуры. <...> Т ермин «партиципаторное искусство» («искусство участия», participatory art) принадлежит американской исследовательнице современного искусства Клер Бишоп [1, с. <...> В разговоре о наиболее значимых современных художественных тенденциях Бишоп выводит на первый план коллективное и коммуникативное творчество, получившее широкое распространение и институционализацию в конце ХХ — начале ОБСЕРВАТОРИЯ КУЛЬТУРЫ. <...> Предлагается рассмотреть в качестве альтернативной модель постпартиципаторного искусства, связанного с феноменом арт-активизма, громко заявившего о себе в начале ХХI в. по всему миру. <...> В одной из своих ранних работ французский теоретик искусства Николя <...>