ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И ПРАВОСОЗНАНИЯ ГРАЖДАН: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРАВОВОЙ ЖИЗНИ Борис Николаевич Мальков* Проблема смертной казни: биосоциальное измерение 11 февраля 2014 года в Польше выходит на свободу «Сатана из Петркува» – серийный убийца, педофил, приговоренный ранее к смертной казни за изнасилование и убийство четверых мальчиков. <...> Полиции предстоит решить две задачи: как защитить людей от бывшего «Сатаны», а его – от «суда Линча». <...> Родители намерены сами привести первоначальный приговор в исполнение (по материалам «Российской газеты» от 10 февраля 2014 г.) Конфликт государственного «милосердия» и «непримиримости» гражданского общества в отношении преступников-убийц свидетельствует о мировоззренческой проблемности института смертной казни, где переплетаются базовые представления о жизни и смерти человека. <...> Противоречивость очевидна: имея биологические истоки, смертная казнь выступает как социально необходимая форма борьбы с убийствами, но в то же время сама культивирует в людях биологические и социальные качества потенциальных убийц. <...> Известный теоретик юриспруденции А. Ф. Кистяковский подчеркивал * Профессор кафедры философии и социально-экономических дисциплин Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации, доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ. <...> © Мальков Б. Н., 2014 Б. Н. Мальков 9 обилие «метафизических, не ведущих ни к каким плодотворным результатам словопрений»1 вых дискуссий, в которых, как правило, воспроизводятся ставшие привычными аргументы «за» и «против» смертной казни2 . <...> Обсуждая тематику смертной казни, человек глубже познает себя, постигает тонкости собственной природы, ценностный смысл жизни и смерти. <...> Смертная казнь, будучи относительно самостоятельным общественным явлением, в то же время представляет собой лишь одну, и далеко не главную, форму биосоциального насилия <...>