КАЦУРА ГОРЬКОЕ ПОЛЕ СВОБОДЫ Страсть к поединкам, овладевшая русскими людьми из высших слоев общества в XVII–XIX веках, означала не только готовность сражаться за личную честь и достоинство, но и неутолимую жажду человеческой свободы, которой так не хватало в деспотическом обществе. <...> Дуэльная практика во многом способствовала становлению независимого и сильного характера у русских людей, прежде всего у офицеров и дворян. <...> В мрачновато-рабском (с точки зрения просвещенного европейца) российском обществе прошлых столетий дуэльный обычай неожиданно и стремительно не только отвоевал себе заметное меИсторическая психология и социология истории 2/2015 198–218 А. В. Кацура. <...> Горькое поле свободы 199 сто, он совершил куда большее. <...> Особенно это было важно в традиционно деспотическом государстве. <...> История русской дуэли не только по времени, но и по внутреннему ритму, по глубинной сути своей совпала с историей Дома Романовых. <...> Вслед за последним Романовым, относившимся к институту дуэли вполне терпимо и даже верившим, что она способствует улучшению нравов в офицерской среде, в трагические минуты российской истории дуэльные обычаи столь же быстро и необратимо 200 Историческая психология и социология истории 2/2015 ушли в небытие, как и многие другие обычаи и основания старой русской жизни. <...> После событий 1917 года дуэльный обычай еще какое-то время существовал – как странный анахронизм – на той сжимающейся, как шагреневая кожа, части России, где продолжала свою безнадежную, заранее проигранную войну Белая армия. <...> Родословная этой родившейся в Константинополе и живущей во Франции русской дамы словно для примера вобрала в себя оба славных века русской истории: прадедом ее был герой 1812 года казачий генерал Иван Орлов, женившийся на одной из дочерей графа Мусина-Пушкина. <...> Почему с таким интересом мы вчитываемся в историю русских дуэлей, со жгучим вниманием всматриваемся в лица дуэлянтов? <...> Может быть, потому, что история <...>